Рецензия на книгу
Нейромант. Джонни-Мнемоник. Рассказы
Уильям Гибсон
Аноним21 октября 2022 г.Это краткая заметка о недочитанной книге, что даёт мне некоторый простор, и поэтому я бы хотел рассказать о своих сложных отношениях с жанром, а сказанное мной, в общем-то, будет бить и в конкретный образчик этого жанра. Так вот, возможно, я не так расшифровал наименование, но киберпанк для меня - жанр совершенно разочаровывающий. Не потому даже, что авторы основополагающих текстов жанра практически ничего не смыслят в компьютерах, а лишь нахватались слов типа "хакер", "вирус", "сеть" (да и сами тексты появились во времена до Всемирного Потопа, так что смыслы, которые получают эти термины в текстах, порой находятся в области совершенного фантазёрства - Нил Стивенсон не даст соврать). Нет, не по этому. Просто когда я слышу "киберпанк", ум мой цепляется за "кибер", но никак не за "панк", и я невольно жду чего-то вроде "Призрака в доспехах", но не в ипостами культового аниме, а в ипостаси двух сериалов, которые ближе к духу оригинальной манги. Причём, это лишь ориентир, чтобы передать мысль, хотел бы я значительно большего - не историй про противостояние системе, не про махинации корпораций и быт барыг, - я бы хотел мира, в котором высокие технологии были не фоном, а чем-то, что переформатировало само человечество, систему отношений между людьми, этику, быт (в лучшую, замечу, сторону, или, по крайней мере, в качественно иную). Но авторов жанра киберпанк это не интересует (ладно бы ещё их сюжеты рассказывали, допустим, о погоне за каким-нибудь неуловимым суперхакером, но нет) - их интересует "панк". Была такая мысль у Ивана Ефремова в предисловии к "Часу быка", что у западных фантастов люди будущего похожи на невоспитанных бездельников настоящего. И вот, иллюстрируя эту мысль, ты в "Нейроманте" читаешь не столько про высокотехнологичное будущее, а про всяких маргиналов, подлецов, мерзавцев, преступников, наркоманов; авторов сего тянет не к продуманному "it-миру" и человеку, живущему в нём,, а к блевотине и мерзости, грубо говоря. В "Нейроманте" это находит отражение в стилистике. Написан роман очень "контркультурно" а-ля Паланик, то есть дёшево и вульгарно, зато поигрывая литературным бицепсом. Мы ж тут не всякая беззубая научная фантастика в стиле Артура Кларка, у нас тут суровые истории. Но когда ждёшь от книги иного, то такой подход меня, как читателя, не вдохновляет. Не очаровывайся - не будешь и разочарован (хотя обложка красивая - от неё одной хочется открыть тематическое видео и узнать, как работают хакеры, только вот от того, что скрывается под обложкой, хочется, скорее, сходить в душ).
8360