Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2013 г.

    Внимание! В тексте частично или полностью раскрывается сюжет произведения!

    Это первое знакомство с данным автором. Так что никаких предубеждений или ожиданий не было.

    Общее впечатление от книги.

    Впечатления от прочтения романа можно разделить на три части – впечатление от самой истории, впечатление от изложенной в книге философии и впечатление от хода сюжета, его увлекательности.

    Сюжет и его увлекательность. Книга читается легко, язык у автора изящный и образный, и в то же время не перегружен излишними эпитетами и оборотами (правда, неизвестно, насколько велико здесь влияние переводчика). Следить за действием интересно – никогда не знаешь, что произойдет дальше. Впрочем, здесь следует сделать оговорку, что «неожиданность» сюжетных ходов может на самом деле, в данном конкретном случае, означать лишь поверхностное знакомство с японскими авторами.

    Единственный минус – некоторая затянутость финальной части, когда главный герой уже принял последнее решение и оставалось просто следить за тем, как он его будет реализовывать. Это было откровенно скучно. Первый минус.

    Сама история. Сама история и судьба главного героя не оставляют какого-то глубокого отпечатка в памяти. Заикание не такой уж страшный порок, да и герою не сказать, что не повезло в жизни. Немного более адекватное ситуации поведение – и у него бы «все было». Учеба хорошо давалась, были связи у его отца в духовной среде. Никаких внешних особых давящих факторов не было. Подождать, дотерпеть и все станет доступным.

    Дальше...


    В двух словах это история молодого парня с богатым воображением, болезненным, и скорее всего, повышенным либидо, который в силу сложившихся обстоятельств – более чем скромного достатка и необходимости следовать пути буддийского монаха (вслед за отцом), пытался удержать внутри всю гамму обуревавших его страстей, изредка давая выход своим чувствам. Эти же самые страсти, которые бушевали внутри него все время и заставили его пойти по пути саморазрушения.

    Немного в сторону. Здесь есть интересное совпадение – Моэм в реальной жизни заикался, его частично автобиографический герой из «Бремя страстей человеческих» Филлип Керри – был косолапым. У Мисимы два основных героя романа – заика и косолапый.

    Еще один минус – некая картонность персонажей. Да, визуально они прописаны в той или иной степени, но действий их так мало, диалогов в книге так мало, что герои не выпуклые. Да, много длинных монологов Касиваги и мысленных монологов главного героя, но монологи есть монологи. Герои показаны как бы в одной или двух плоскостях. Главный герой – в одной плоскости ищет прекрасное и пытается его понять, во второй – пытается наладить отношения с женщинами. И все. И Касиваги мы видим только в двух плоскостях – Касиваги, трактующего дзен-буддистские коаны, и Касиваги, рассуждающего о женщинах или взаимодействующего с ними.

    Тем не менее, сама история достаточно атмосферная и довольно мрачная. Мир, в котором живут герои Золотого храма, безусловно реалистичный, единственно только, что как будто бы специально в ходе повествования отображаются только негативные (или по большей части негативные) моменты окружающей героев жизни. Поэтому это такой реализм с уклоном в меланхолию и депрессию.

    Изложенная в книге философия. Данный роман – любопытный образец философии дзен-буддизма. Такой себе небольшой справочник по дзен-буддизму. И в сравнении с более распространенными теистическими религиями философия дзен-буддизма, конечно, выглядит чуть ли не научной дисциплиной.

    И наверное, дзен-буддизм или его разновидность – это религия/философия будущего. Где жизнь воспринимается как череда неудовольствий и беспокойств, вызванных желаниями.

    По большому счету, подобная философия во-первых отражает существующую вокруг нас физическую реальность, во-вторых – не препятствует ее (реальности) изучению (как это делают теистические религии).

    Наверное, основные философские тезисы, которые озвучивает роман Мисимы, можно представить в такой форме:
    1 Жизнь бессмысленна априори, поэтому не нужно сильно переживать за ход ее течения
    2 Красота и уродство суть одно и то же, разница лишь в восприятии
    3 Не стоит завидовать другим, внешность происходящего обманчива (пример с самоубийством внешне благополучного Цурукавы)

    Еще минусы. Мисима через своих героев пытается раскрыть сущность прекрасного и влечения к нему, но это получается у него как-то не совсем логично. Точнее – автор и не ищет логику (во всяком случае такое производит книга впечатление). Анализ идет постоянно через противопоставление схожих, по сути вещей. Рассуждения героев напоминают в данном случае иррациональные и алогичные дзен-буддистские коаны, с их множественностью трактовок.

    В частности, герои рассуждают о прекрасном и уродливом:


    Кто поручится, что любая раскрасавица не обернется такой же старой ведьмой, если попристальней взглянуть на нее абсолютно трезвыми глазами? Мои ноги и это лицо – ты понял?


    То есть – суть явления вроде бы понята, но механизмы этого превращения не исследуются. Нет какого-то логического анализа. Впрочем, вероятно, в этом и суть дзен-буддизма. Просто в восприятии.

    Герой, как возможно, и автор книги, страдает от самой жизни, от самого факта существования.

    В принципе, всю книгу можно было бы даже выразить одной фразой главного героя – она очень показательна:


    Уже одно то, что эта женщина повинна в моем появлении на свет, вызывало ненависть;

    Герою не комфортно в мире. Везде и всюду его преследует обман, притворство. Касиваги, считающий что его любят за уродство, на самом деле обладает красивыми глазами; настоятель храма, бесстрастный внешне – частый гость в квартале гейш. Благополучный внешне близкий друг Цурукава –становится самоубийцей. Мир постоянных иллюзий, где ни на что нельзя положиться. Ничему нельзя доверять, даже собственным чувствам. И эта боль, эта неудовлетворенность проходит через весь роман яркой раскаленной напряженной нитью. Такой созерцатель боли окружающего мира. И даже уничтожение прекрасного и насилие не могут помочь воспринимать окружающий мир иначе – ни испорченный кортик, ни получившая выкидыш проститутка.

    И еще зависть, зависть героя к тем, что эту реальность воспринимает вообще без каких-либо рассуждений:


    Надо же, в следующий выходной он пойдет в кино! Этот юноша, крепкий и пышущий здоровьем – не то что я, – посмотрит свою картину, потом, наверное, переспит с женщиной и вечером, довольный, спокойно уснет.

    Понравившиеся цитаты:


    Людей с их толстокожестью можно пронять, только когда прольется кровь.

    Несчастливые люди поневоле становятся специалистами по части психологии

    Любое событие и явление можно извинить, если смотреть на него с точки зрения конечного результата.


    • схожесть с философией тральфамадорцев из воннегутовской "Бойня номер пять"


    Жестокость рождается совсем в иные минуты – например, в такой вот славный весенний день, когда сидишь на подстриженном газончике и разглядываешь солнечные пятна на травке, а, как по-твоему? Все жутчайшие кошмары, произошедшие в истории человечества, начинались именно так.

    Вероятнее всего, человеку со стандартным мироощущением книга покажется просто откровением закомплексованного, озабоченного сексуально мужчины, эдакого «пиз…острадальца». И за описанием всех этих походов к проституткам, попыток совершить половой акт с женщиной и попыток достичь внутренней гармонии через разрушение прекрасного не будут видны те философские выкладки, которыми, помимо всего прочего, хочет с читателями поделиться автор.

    9
    290