Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2013 г.

    Вот и состоялось мое знакомство с Чайной Мьевиллем. Признаюсь, оно не прошло взапой и на одном дыхании; не такая это книга, чтобы захлебнуться ею и страдать потом от книжного похмелья. С "Вокзалом" надо знакомиться постепенно, тщательно дозируя количество чужих кошмаров и своих мыслей по этому поводу. О жанре стимпанк и этой книге сказано и написано уже очень много, но мы не ищем легких путей. Именно поэтому я избрала для себя задачку позаковыристей и решила написать о любви в Нь-Корбюзоне, о прекрасных чувствах, которые могут появится на свет в самой гадкой клоаке, о душах, которые ищут друг друга, блуждая во тьме, пробиваясь сквозь дебри наркотических ужасов.

    ВНИМАНИЕ! Любовные и не только спойлеры и срывы покровов!

    Итак, главная любовная линия - Айзек дер Гримнебулин и Лин. Немного сумасшедший ученый и скульптор-одиночка. Ну и что, - скажете Вы, - вполне себе обычная пара. А что если девушка - и не девушка вовсе, а хепри - существо с женским телом и жуком-скарабеем вместо головы? Естественно, каждый из нас, читая о таком союзе, задавался вопросом: а смог бы я? Сам Айзек рассказывает, что первый секс вызвал у него отвращение, он был на грани фола. Представьте, секс, но без поцелуев, потому что у вашей возлюбленной вместо лица крылышки, усики, хитин, фасеточные глаза и другие прелести насекомой жизни. Содрогнулись? Вот и Айзек поначалу не мог понять сам себя. Но задумайтесь, какая глубокая аллегория сродни кафкианской. Не важно, что именно у Лин было вместо головы; жук - метафора "несхожести", "отличительности", возможно даже болезни. Смогли бы Вы заниматься любовью с человеком, категорически отличающемся от Вас? А полюбить? Ведь идея именно в этом - Айзек полюбил Лин, впустил ее в свое сердце, нашел для нее место в своем забитом формулами мозгу. А что делаем мы? Для нас стало очень непросто полюбить другого человека, непохожего на нас лишь в силу своей индивидуальности. Мы не можем найти в себе даже чувство жалости (я не говорю о искренней любви) к тем, кто страдает от каких-либо расстройств (физических или психических). Чем это вызвано? Боимся ли мы молвы, жалеем ли себя, не хотим подвергаться ответственности за чью-то такую хрупкую жизнь? Миллионы вариантов ответа, и каждый из них больше напоминает отговорку. Возможно, мы просто стали черствы. Айзек не стал таким. Он борется за свою любовь до последнего, даже когда Лин теряет разум и остается ребенком в теле взрослой женщины, Айзек не покидает ее, заботится и продолжает любить. Ведь любовь - это не кукла барби, которой можно оторвать голову (с чисто научным интересом) да и выкинуть на свалку, навсегда забыв.

    Вторая любовная линия в романе - гаруды Ягарек и Каръучай. Люди-птицы. Или бывшие птицы. Гаруды живут в обществе, где превыше всего ценится право выбора, а самое страшное преступление - лишение кого-либо возможности выбирать. Ягарек совершил ужасающее преступление с точки зрения и гаруд, и людей. Он изнасиловал свою возлюбленную, которая предпочла другого. Ни среди людей, ни среди птиц нет тех, кто смог бы оправдать такой поступок, и Ягарек заплатил за него самым дорогим - возможностью летать, своими крыльями. Он долгое время не оставляет надежды вырастить новые с помощью магии, науки, да чего угодно - лишь бы опять ощутить ветер, пронестись над городом, испить свободы. Но узнав о его поступке даже друзья отворачиваются и покидают его. И тут Ягарек совершает нечто невообразимое нам - он выщипывает перья, чтобы стать человеком. О чем говорит нам Чайна? О катарсисе, который дает нам любовь, пусть даже не такая, о которой пишут в стихах. О том, что лишь полюбив другого мы можем стать самими собой, превратится наконец-то в человека.

    Несмотря на, казалось бы, далекий от философии жанр, этот роман оставляет после себя множество вопросов. Он богат символами, метафорами, аллюзиями и подсказками. И долго-долго еще не отпускает читателя, заблудившегося в нем, словно на мелких заброшенных улицах Нью-Корбюзона, словно в липкой паутине реальности, хитроумно сплетенной Ткачом.

    9
    53