Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Джейн Эйр

Шарлотта Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2022 г.

    Бедная девочка, на долю которой выпало множество жестоких испытаний

    • Сюжет:



    Джон питал очень мало любви к матери и сестрам, а ко мне – живейшую антипатию. Он издевался надо мной и бил меня ... У меня не было никакой защиты ни от его угроз, ни от перехода от слов к делу. Слуги не хотели идти наперекор молодому хозяину, вступившись за меня, а миссис Рид оставалась слепа и глуха.

    (Приёмная мать) вынуждена отказывать мне в тех удовольствиях, какие предназначены только для детей, всем довольных и счастливых... Без сомнения, она не кривила душой. В ее глазах я была не по летам умелой притворщицей. Она искренне видела во мне сочетание взбалмошности, скверного нрава и опасной двуличности

    Главная героиня - сирота. Её взяла к себе домой семья из троих детей и матери. У них жилось девочке очень плохо: все на ней отыгрывались, издевались, шпыняли и, как ей казалось, за что-то мстили, не считая её за человека.

    Со временем Джейн Эйр отправили жить в приют т.к. она сирота и этой семье надоело находиться рядом с ней, пытаясь сотворить из несчастной что-то, похожее на них самих.



    в щелях окон нашего дортуара всю ночь свистел пронзительный северо-восточный ветер, заставляя нас дрожать под одеялами, и к утру превратил содержимое кувшинов в лед.

    Задолго до конца нескончаемых полуторачасовых молитв и чтения Библии я совсем погибала от холода. Наконец наступило время завтрака. На этот раз овсянка не подгорела и была вполне съедобна. Какой малюсенькой показалась мне моя порция! Мне хотелось, чтобы она была вдвое больше.

    В приюте (хотя вернее сказать - монастыре) девочке жилось ещё хуже. Постоянное недоедание, холод, голод и многочасовые молитвы убрали последние краски из её и так на них  недостающей жизни.

    Наставница приюта, миссис Темпл,  (по моему мнению, сошедшая с ума на фоне идеи воспитания детей-мучеников) и мистер Броклхерст (по моему мнению, не менее помешанный на этой идее ) так описывают быт своих воспитанниц:



    Вы знаете, что мой план воспитания этих девочек состоит не в том, чтобы прививать им привычку к роскоши и излишествам, но в том, чтобы сделать их выносливыми, терпеливыми, нетребовательными. Если случайность вынуждает к некоторому воздержанию от пищи из-за испорченного блюда – подгоревшего или оставшегося полусырым, никак не следует заглаживать ее, возмещая потерю чем-то более изысканным, потакая требованиям плоти и пренебрегая целью сего заведения. Напротив, случайность эта должна способствовать духовному воспитанию ваших учениц, должна научить их противоставлять твердость временным невзгодам. Краткое поучение явилось бы отнюдь не лишним: благоразумная наставница воспользовалась бы подобной возможностью, дабы напомнить о страданиях первых христиан; о том, что претерпевали мученики; об увещеваниях самого Господа нашего, призывавшего Своих учеников взять крест свой и следовать за Ним, о Его предостережении, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих, о его божественном утешении: «Если терпите вы голод и жажду во Имя Мое, блаженны будете!» Ах, сударыня, влагая в уста этих детей хлеб с сыром взамен подгоревшей овсянки, вы поистине могли напитать их грешную плоть, но даже не помыслили о том, что морите голодом их бессмертные души! ... мой священный долг – умерщвлять в этих девочках вожделения плоти; научить их украшать себя стыдливостью и смирением, а не заплетенными косами и дорогими нарядами.

    Но несмотря на все невзгоды, девушка упрямо продолжает бороться за свою жизнь и не собирается ломаться под её тяжестью.



    ты боишься за себя! – сказал он, и его губы искривились.

    – Да. Бог дал мне жизнь не для того, чтобы я пренебрегла ею, а мне начинает казаться, что уступить твоим настояниям почти равносильно самоубийству

    Девушка влюбилась в человека, на которого работала (мистер Ротчестер) , испугалась того, что её вынудят стать любовницей и сбежала. Накопила много денег и со временем вернулась, но... любимый ослеп.

    • Моё впечатление от прочитанного:

    - красивый мелодичный язык

    - скучный неинтересный сюжет

    - мрачная атмосфера

    - нелицеприятные подробности издевательств над главной героиней (вспомним цитаты, которые я навела в начале)

    - непростой, временами непонятный сюжет, который рассеивает внимание ближе к середине повествования и заставляет читателя заскучать

    - слишком много ненужных подробностей и в то же время отсутствие декораций и определений характера многих персонажей (я имею ввиду не неприглядные сцены, а спокойный или немного эмоциональный портрет, который практически полностью отсутствует

    - погружение в прошлое с его гротескной атмосферой, чрезмерной верой в Бога и помешательством на мучениях

    - напряжённый сюжет, держащий в тонусе до конца истории

    - множество невзгод и злоключений закаляют характер героини

    - неоднозначный финал (открытый конец)

    - заставляет задуматься о том, что нынче мы не так уж и плохо живём по сравнению с прошлыми временами (а ведь были и более ужасные, чем описаны в данной истории), но почему-то всё так же жалуемся всем на жизнь.

    • Заключение:

    Это воспитательный роман со множеством поучительных вставок (многие из них присутствуют лишь отчасти и слишком уж однобоки, жестоки, богоподобны, и с большинством я не могу согласиться, но они всё же присутствуют здесь); гротескный сюжет, в котором постоянно происходит нечто странное, мистическое и в то же время приземленное.

    Заставляет о многом задуматься.

    Содержит спойлеры
    18
    1K