Рецензия на книгу
Врата судьбы
Агата Кристи
kolesov2010ural18 октября 2022 г.Лебединая песня леди Агаты
О самой последней книге, вышедшей из-под пера «королевы детектива» уже в 83-летнем возрасте, редко можно услышать доброе слово. Говорят, что она крайне слаба, и что даже родная дочь писательницы была против ее публикации... Но насколько справедливы подобные суждения? – Я бы, например, сказал, что эта вещь, в сущности, вовсе не плоха, и даже более того – она может быть отнесена к числу лучших из созданных Агатой Кристи за последние годы жизни…
Сама писательница в «Автобиографии» говорила, что, придумав для себя в молодости уже пожилого сыщика – Эркюля Пуаро, она серьезно ошиблась, поскольку в последних романах с его участием его возраст должен был перевалить уже за 100 лет, и что ей следовало бы взять молодого героя, который взрослел и старел бы вместе с ней самой. Эту свою идею она реализовала с другими серийными персонажами – очаровательной супружеской парой Томми и Таппенс Бересфордами. И если они не столь популярны, как тот же Пуаро или мисс Марпл, то это может считаться вопиющей несправедливостью. Достаточно сказать, что когда-то в молодости они смогли предотвратить государственный переворот, грозивший стране непредсказуемыми последствиями, а в начале Второй мировой войны, по сути, сорвали планы фашистской Германии по вторжению в Англию, – ни больше, ни меньше!
Однако действие данного романа происходит, когда обоим супругам уже далеко за семьдесят. И, казалось бы, что у них все в прошлом, но нет, ведь главное – быть молодым душой, а с этим у Томми и Таппенс по-прежнему все в порядке!
Позволю себе привести несколько цитат. – В послесловии к имеющемуся у меня изданию этого произведения А. П. Шишкин пишет, что во «Вратах судьбы» «почти нет действия, много затянутых диалогов, по-своему, впрочем, интересных для понимания своеобразия провинциальной жизни и нравов; много с любовью описанных старых вещей…, характеризующих размеренный, отлаженный и продуманный до мелочей английский быт начала века… Интрига растворяется, утрачивает динамику; исчезает эффект неожиданности… Но остается благородный пафос борьбы со злом во всех его проявлениях, невзирая на срок давности»…
Написавшая биографию А. Кристи Екатерина Цимбаева отмечает, что в этом романе писательница почти сливается с Таппенс, подробно описываемый дом которой оказывается наполнен вещами из Эшфилда – родного и любимого дома самой Агаты, к ее огромному горю, к моменту написания книги уже ушедшего под снос... Об этом же говорит и другой биограф писательницы – Ричард Хэк: «Милая история..., полная ностальгии по давно минувшим временам. Агата вспоминала свою жизнь перед прощанием с ней». В какой-то степени можно сказать, что в своем последнем произведении «королева детектива» использовала тот же прием, что и в психологических романах, вышедших под псевдонимом Мэри Уэстмакотт, от чужого имени раскрывая свою душу перед всем миром...
А ещё «Врата судьбы» по своему духу очень напомнили мне прочитанные когда-то в средних классах школы книги советских детских писателей. А в них отсутствие остросюжетности никогда не казалось серьезным недостатком, поскольку на самом деле далеко не все из любимых произведений по жанру должны относиться к триллерам...15948