Рецензия на книгу
Разговоры запросто
Эразм Роттердамский
shnur77716 октября 2022 г.Апгрейд человека под разработкой Эразма Роттердамского
Философа-просветителя начала пятнадцатого века Эразма Роттердамского можно смело причислять к плеяде рок-звезд от философии. Данный контингент мыслителей характеризуется прежде всего нонконформизмом, огромным влиянием на последующую культуру и простотой изложения. Несмотря на тот факт, что для истории писатель оставил всего несколько сочинений, однако манера подачи материала, изящно подобранная тематика и постоянные выпады в сторону официальной церкви и ее догматов, возвели его в ранг лучших философов эпохи возрождения.
Чтобы немного понять концепцию философа и его идеологическую направленность, следует немного углубиться в его биографию. Эразм родился в середине пятнадцатого века в Голландии, одном из очагов эпохи Возрождения. Судьба будущего мыслителя была неразрывна связано с церковью, ее системой, уставами и канонами. Будучи еще молодым и полным амбиций послушником, в возрасте двадцати шести лет, он был возведен в сан священника. Без малого восемь последующих лет он исправно исполнял все возложенные обязанности и предписания, однако критическое мышление, сознательно или бессознательно, все сильнее набирало обороты. Спустя некоторое время оно начала прорываться в его сочинениях, где беспощадно бичуются множественные антигуманистические догматы, нормы и правила современного ему церковного устава, которые не просто противоречили учению Спасителя, но и были прямо опасны для части верующих (неоднократно Эразм упоминает, например, о посте, который должен был неукоснительно соблюдаться всеми, в том числе больными, ввиду чего последние постоянно погибали).
В то же самое время он подготавливает новый перевод священного писания, котороый некоторым образом идет в противоречие с идеологией господствовавшей схоластики. Стоит отметить, что на тот момент все цивилизованное человечество намертво уперлось рогом в так называемые схоластические формы и логику аристотелизма. Так как наука не могла существовать автономно от церкви (все подобные попытки незамедлительно карались как еретические), следовало реформировать или вернее подтачивать здание закосневшей в формализме религии изнутри. В этом отношении Эразм входит в топ самых яростных ниспровергателей прошлого, этаких революционеров духа. Более того, именно он условно считается предтечей Мартина Лютера, который дал совершенно новый толчок к развитию всей западно-европейской культуре благодаря своей реформации.
Интересен тот факт, что сам философ нисколько не был рад такому соседству и старался всячески отмежевать свое имя от Лютеранства. Для этой цели он даже вступил в литературный диспут на тему свободы воли и нравственности человека. Однако, стоит отметить, что самим этим действие, он уже совершил хитрый ход. Во-первых, сама по себе возможность обсуждения таких тем является уже огромным шагом вперед, во-вторых, постановка вопроса уже происходит в поле совершенно нового "концепта" человека в целом и его существования. Это уже не просто объект, который мыслит, это сложное существо, во многих отношениях нравственно несовершенное, глупое, честолюбивое, где-то даже строго атеистическое в своих помыслах и деяниях. Но, тем не менее, сам человеческий микрокосм, та уникальная вселенная существующая внутри нас была наконец явлена миру во всем своем торжествующем великолепии и отвратительности.
По сути, именно к этому и сводится основные достижения Эразма в области культуры и человеческого познания. Он сделал еще один очень рискованный, неочевидный, крайне обескураживающий, но очень своевременный в историческом разрезе шаг к открытию новой субъективности. Сегодня, когда весь потенциальный запас нашего внутреннего естества оказался исчерпан, можно с высоты веков, и даже тысячелетий, посмотреть на эту попытку, полную надежд и радостного возбуждения, чтобы дать ей некоторую оценку. Что Эразм, что Лютер верили в сокровенное, нутряное, скрытое, но бессмертное божественное начало в человеческом существе. Для того, чтобы оно проявилось нужно было разработать совершенно новую этику, которая существовала бы не только по форме, но проникала в самые глухие и затаенные уголки нашей души.
Стоит отметить, что на тот момент такие понятия как хорошо, плохо, добро и зло, судя по всему, были изъедены господствовавшим формализмом, как едкой коррозией. Фактически, вся нравственность была поставлена на конвейер, любой грех мог быть отпущен за соответствующую плату, исповедь снимала вину с самых разнообразных проступков, а для того, чтобы прослыть благочестивым христианином, достаточно было соблюдать церковный устав, который никак не препятствовал разгулу страстей в свободное от службы время (скорее даже поощрял). Эразм, а позднее и Лютер, удачно поставили перед человечество зеркало, в котором отразилась ужасающая химера постыдного существования. Они воскресили Святое учение и его заповеди не в форме, но в духе - произошла кардинальная смена всей этической системы - теперь понятия "хорошо" или "плохо" устанавливались не церковью, но совестью, стыдом и нашим собственным внутренним Я. Лютер решил действовать бескомпромиссно и вместо отпущения грехов ввел систему тотального самоуничижения, которая за любую провинность отправляла несчастного навечно в преисподнюю. Что же касается Эразма, он не был столь категоричен и склонялся больше к всепрощению и благодати создателя, который, видя как слаб человек, все-таки может даровать тому искупление.
Содержательно, все произведения Эразма и представляют себя своеобразные миниатюры, небольшие сценки из жизни, в которых в той или иной форме высмеивается или как минимум иронически представляется ограниченность нашей природы, наших социальных институтов и религиозных догматов. В то же время, именно в этой слабости, неполноценности, глупости он и видит огромную силу и потенциал. Собственно говоря, первым шагом к преодолению себя и появлению нового человеческого концепта явилось как раз это самоопределение, познание своих слабостей. Для Эразма принципиально важно открыть в нас те области бытия, которые проходят по касательной с логикой и формализмом, а именно - страсти, глупости, безумия, гениальности, ведь только в них и может обитать и появиться истинная вера, несокрушимая надежда и матерь всепрощения - любовь. Поэтому сами по себе, его сочинения нередко толкуют о темах, которые в обществе негласно табуированы - сексуальности, религиозной сакральности и так далее. Даже сегодня, спустя пятьсот лет, в большинстве его произведений невольно ощущается своеобразная игривая искра имморализма.
Что же касается стиля и манеры подачи материала, то стоит отдать должное - Эразм, возможно, является самым легкочитаемым и доступным философом своей эпохи. Он намеренно существует в довольно "низких" по общепринятым меркам жанрах, избегая высоких и вальяжных тонов. Напротив, его задача состоит в том, чтобы найти какой-то общий знаменатель, пригодный для любых социальных страт, вероисповедания или расы. Он хочет выйти не на трансцендентное, эзотерическое или таинственно-мистическое, но на общечеловеческое, свойственное абсолютно всем без исключения в любые времена и при любом социальном строе. Именно там, в самом простом и обыденном, наряду с демоническим и можно обнаружить нечто святое и божественное. Ну и конечно, тот факт, что до сего времени его охотно читают, перечитывают и исследуют, говорит о том, что Эразм Ротттердамский своего добился.
6436