Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    Little_Dorrit15 октября 2013 г.

    Ветер развевает по полям дым, неся смерть и разрушение. Земля здесь выжжена и ничто уже не вернётся на круги своя. Не здесь и не сейчас. Деревья, обуглены, от домов остались лишь остовы. Затишье перед бурей, а потом тебя подбросит, и ты навсегда покинешь эту бренную землю, вместе с миллионами таких же, как ты юных глупцов. Здесь нет счастья, здесь нет свободы. Никому не ясно за что ты борешься, никому не объяснить твои цели. Возможно, ты патриот, который хотел помочь своей стране в победе, а возможно тебя просто отправили на войну, потому что ты побоялся стать трусом. Каков бы ни был выбор, эта мясорубка уничтожает всё на своём пути. И вряд ли кто-то догадывался, что спустя ещё 20 лет, мир снова рухнет, будет сломлен ещё большей силой, ещё большим давлением. Правильно говорят, это время «сломленного поколения». Кто эти люди, кто эти мальчишки, вышедшие со школьной скамьи? Да, им повесят орден на грудь, да о них сложат патриотические песни. Но что будет там, дальше? Заготовленный заранее гроб? О да, гробы свежие деревянные, хоронить-то всё равно придётся. Потому что никто и не ожидает, что все вы юные мальчишки останетесь в живых, уже заранее решено, сколько человек должно быть закопано в землю, а сколько выброшено без опознавательных знаков.

    Говорят, что Бог любит победителей. Если бы любил, победители не несли бы громадные потери. У победителей нет могил, но всё не так, всё иначе. Франция, Германия, Англия, Россия – кто даст больше удобрения земле? Кто из вас? Подростки, которые никогда не продолжат свой род. Молодые, юные, убитые, в три слоя. Смерть ради своей страны. Жестокой страны без флагов и гимнов, это ваша любящая страна послала вас сюда. А ведь они хотели жить, хотели сделать мир прекрасным. Но нет, вы за них решили, считая, что храбростью они докажут всем и вся, на что способна их нация. Но вы забыли, что страх сильнее борьбы. Вы проклинаете беглецов, забывая, что сами навязали свою точку зрения. Есть чем вам гордиться? Другая война, следующая за этой, вызвала дух патриотизма, желание жить и бороться, но здесь, здесь это было фетишем, игрой «кто больше». И чем же гордятся? Чем гордятся сейчас? Подвигами? Сражениями? Нет, гордятся количеством жертв, «умер миллион», да вот это показатель. Миллион парней, пущенных на пушечное мясо.

    И правы герои, заявляя, что уж лучше бы начальники вышли в красных трусах и дрались друг против друга, кто победит в бою та страна и лидер. Да, это было бы более гуманно. Но нет, каждый должен доказать, что именно он поставит больше оружия, именно он убьёт больше вражеских солдат. Таких же зелёных юнцов, как и он сам. Очень похвально. Очень гуманно. Вспомните сражение при Сомме, вспомните Пашендаль, который прозвали плацдармом смерти. Туда шли не за подвигами, туда шли умирать. Вы скажете, что это грубо? Что это жестоко? Неужели. А отправлять своих детей это не глупо, не жестоко? Меньше всего вы тогда думали, что пойдёте убивать своих любимых дядюшек и тётушек, только потому, что сейчас они живут на территории врага. Но вы должны, вы же патриоты. Тошнит от такого патриотизма. Для вас человек не больше чем пушечное мясо.

    Ты не должен бояться, но ты боишься, дрожишь. Потому что ты, всё это видел, ты прошёл эти поля, ты сидел в этих окопах и блиндажах. Ради чего? Я не знаю. Это сейчас так красочно описывают, что мы решили дело мирным путём. Так что же вам мешало сделать это тогда? Сто лет назад? Что? Да, сейчас все признают ошибки, приносят соболезнования и выражают скорбь. Но сейчас это поздно, это нужно было тогда. Месть рождает месть, принося миллионные жертвы. Ремарк суров, Ремарк жесток, он вызывает шок. Но он в каждой строчке прав. И ужас даже не в том как умирали герои, не в том, что это описано, как «куски мяса, разлетающиеся в разные стороны», ужас в том, что умирали-то вовсе не под объявления «на западном фронте без перемен». Умирали грубо, жестоко, распятые врагом на крестах и в терновых венках, чтобы твои враги видели, что ты делаешь с их пленными. Но домой-то приходило другое, что их близкий человек погиб от пули в солнечный день. Это всё ложь, потому что парнишки 18 и 20 лет седели за один день на фронте. Или умирали в последний день войны. Этакая тишь и благодать.

    Остатки империй, остатки власти, это ваше детище. Ваши дети лежат там в земле. У них номеров, у них нет имён. Вы произносите количество жертв с восхищением и восторгом. Но не ваш ребёнок пал, ваш ребёнок был спасён и вывезен, в то время как другие умирали в страшных муках. Но вас это ничему не научило. Для вас книга и Ремарк это просто книга. Очень жаль. Но сам ты уже ничего не можешь сделать, стоя на поле боя и смотря на всё это с высоты птичьего полёта. Ты заранее знаешь, что те парни, что спрятались в лесу – погибнут, а вот те, вернуться без ног домой. Рассказчик обезличен, да ему и не нужно имя. Это любой выживший солдат той войны. Он остался жив, он придёт домой, встретит девушку мечты, женится на ней, у них родится сын, который так же будет сражаться за жизнь, но уже в другое время. Счастливы умершие, им не нужно хоронить своих сыновей и дочерей.

    Это жутко, некоторые строчки меня шокировали, но это правда и суровая реальность. Ничего нельзя сделать против этого. Я бы сказала сказать, что это чересчур, что слишком мерзко и иногда цинично описано. Но мы не сказку читаем и не историю для малыша, мы читаем про войну, а там было место, как состраданию, так и жестокости. И там, на фронте, пытались выжить, а не кому-то что-то доказать. Для тебя враг любой, каждый, кто пытается лишить тебя жизни. 18 лет слишком рано, чтобы умирать, жить бы и жить. Но война требует жертв, поэтому зелёных юнцов кидают в бой без всякой подготовки, результат этого новые смерти. А потом выжившие возвращались домой, их считали героями, а про себя они думали, что лучше бы они умерли там, на поле, лишь бы не притворятся, что это было «чудесное приключение». Одно дело, когда человек сам делает выбор, но совсем другое, когда его заставляют идти на смерть. При этом говорят, что это принесло пользу. Кому? Гробовщикам? «Но они получили опыт». Какой опыт? Жестокости и насилия? И чему он послужит? Тому, что после войны выходят люди с посттравматическим шоком, которые кричат по ночам, бьют жён и детей, когда на них находит приступ гнева.

    Поэтому тут и стоит важный вопрос от автора, а кому это надо? Матерям, теряющим своих детей, жёнам оставшимся вдовами или детям, которые не увидят своих отцов. Об этом чаще всего никто не думает. Никому это не надо. Всё это слишком страшно, жестоко, мерзко. Но это необходимо знать. После такой книги, понимаешь, что трусость это спасение, лучше быть трусом, чем ползти по полю волоча за собой обрубки ног. Из 135 осталось 32, подсчёт очевиден. Нужна ли такая война?

    33
    142