Рецензия на книгу
Последний день приговоренного к смерти. Рюи Блаз
Виктор Гюго
Аноним14 октября 2022 г.Дневник страданий, заставляющий проникнуться к человеку, о котором практически ничего неизвестно
Это просто потрясающее произведение! Пробирающее до глубины души, оно заставляет посмотреть на творчество Гюго с другой стороны, когда герой не просто изначально обречён на гибель, но также мы можем проследить досконально за изменением его мыслей с приближением конца.
Виктор Гюго выступал против смертной казни как таковой и высказывался об этом публично. Решив выпустить данную повесть, он не указал своего авторства, и народ полюбил анонимного творца этого трогательного «дневника страданий». Но стоило народу узнать автора, как их отношение к книге поменялось... и французского писателя начали преследовать гневные письма. Вот оно, настроение публики...
Повесть на самом деле гениальна. Она написана от лица главного героя, которому осталось жить считанные дни — его приговорили к смертной казни. Само совершенное им преступление автор не называет, тем самым увеличивая наше сострадание к герою (парадокс?). По мере приближения к гильотине приговорённый к смерти все более раскрывается и сбивается в своих мыслях, что интересно с точки зрения психологии — чем ближе сам конец, тем острее наши ощущения от его осознания.
При этом само название не оставляет даже надежды на благополучный исход. Герою сопереживаешь, но не ждёшь осуществления какого-то чуда. Тем тяжелее ощущается конец повести.
Интересен тюремный язык преступников, невольно погружающий читателя в саму атмосферу и, как отмечает сам главный герой, отдающий чем-то «грязным и запыленным». А чего стоит сравнение сдавливающей внутренней боли и гула в голове у героя за несколько часов до казни с колоколами Собора Богоматери!
Очень порадовала ирония автора, например: «Нет, как ни низко пал я, но безбожником не был, и, Бог свидетель, я в него верю». И ещё один абсурдный, но реалистичный момент повести: после объявления приговора героя держат в целости и сохранности, чтобы до эшафота он не наложил на себя руки; народ же радуется зрелищу смертной казни больше, чем любимому королю — тем самым, Гюго под видом художественного произведения «насмехается» над законодательной системой своего века.
Данная повесть — яркий показатель слога Виктора Гюго как великого писателя своего времени, имевшего как литературное, так и историческое значение. Не хочется сравнивать с другими произведениями писателя (так как все они великолепны), но оно, возможно, также повлияло и на их возникновение: например, здесь интересно описан образ священника, который, возможно, и был более полно проработан в лице Клода Фролло в «Соборе Парижской Богоматери». Таким образом, я безусловно рекомендую книгу к прочтению!11247