Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    fqyf14 октября 2013 г.

    Я из тех читателей, что влюбляются в героев и еще долго после прочтения ищут черты наиболее полюбившихся в своих знакомых. Поэтому семейная сага – это мой формат. Мне нравится наблюдать, как герои множатся и в каждом новом потомке находить уже знакомые, мною отмеченные, фамильные черты. Вместе с ними я прохожу через все перипетии их жизни, присутствую при рождении, плетусь на задах похоронных процессий. «Сто лет одиночества» - это летопись рода, ошеломляющая, манящая, убаюкивающая, совершенно неожиданная.
    Роман этот многоплановый, и мое отношение к нему неоднозначно, хоть я и с чистым сердцем заявляю, что это одна из тех книг, которые будоражат воображение, и еще долго не отпускают, к которым мысленно возвращаешься опять и опять.
    Вначале повествование ведется неспешно, оно опутывает своей тягучестью. Создается впечатление, что ты отрываешься от своей реальности и медленно погружаешься в мир Макондо, небольшого поселения, затерянного где-то в дебрях Южной Америки. Там даже время течет медленнее, там сказка приходит в жизнь, вымысел переплетается с реальностью, легенды задокументированны материально, а реальные события становятся небылицами.
    Примечательно, однако, что только первые поколения рода Буэндиа верят, а потому и видят чудеса. Потомки же их ослеплены собственными заботами и болями, чудеса уходят из их жизни. К концу повествования тебя охватывает чувство неизбежности. Одиночество представителей рода Буэндиа становится все более безысходным, пока не остается все лишь один. Одиночество же их всеобъемлюще, несмотря на неистовую страстность, поиски и жажду любви, родственные узы.
    Потомки рода Буэндиа сменяют друг друга. К середине романа неспешное повествование переходит в череду естественных смертей, казней, убийств, с небольшими паузами на новое рождение, взросление, первую страсть и любовь.
    Роман в равной части наполнен вековой мудростью и страстной любовью, иногда носящей кровосмесительный характер. Инцест, хоть и является явлением осуждаемым, здесь ожидаем, как будто даже оправдан самими героями, ведь кто другой кроме Буэндиа сможет не только вытерпеть такой накал, но и ответить на него такой же неистовостью.
    Повествование пересыпается множеством труднопроизносимых, трудно запоминаемых имен. В прочем, как раз запомнить не так уж и сложно, ведь в семье Буэндиа принято давать своим детям имена отцов, дедов, дядь и теть, бабушек и прабабушек, сложно потом разобраться, кто есть кто. К тому же хронология событий иногда нарушается, автор то забегает вперед, то отступает назад, что с одной стороны создает путаницу, учитывая, что почти всех героев зовут одинаково, но в то же время придает роману очарование истории, рассказанной у комелька.
    Несмотря на трагизм романа, я все время проверяла, сколько страниц осталось до конца, и чем меньше оставалось, тем медленнее я старалась читать, оттягивая тот момент, когда придется прощаться с Макондо. Герои – страстные, неистовые и в любви и в войне, верные слову, мистически связанные со своим родовым гнездом – абсолютно покорили меня.

    5
    18