Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним13 октября 2022 г.Романтика под сенью Танатоса
Вариация на тему «Что будет делать человек, зная, что ему недолго осталось жить». После откровенно скучноватого слога Хемингуэя проза Ремарка подобна глотку свежего воздуха, она льётся, как молодое вино, даже отдельные отвлечённые размышления о тленности бытия прочитывались быстро и полностью. Я пил роман «Жизнь взаймы» жадно, большими глотками, как будто опасаясь не успеть, ведь «человек смертен. Иногда он внезапно смертен».
Как показал Ремарк, человек в преддверии смерти не воспаряет резко ввысь, не ударяется в духовность, он продолжает жить теми же интересами, что и жил, разве что вдруг чётко расставляются приоритеты. В случае смертницы Лилиан этот приоритет был один — успеть почувствовать саму жизнь интенсивнее в её разнообразных проявлениях. Хорошо показана бренность мещанского существования и цепляние за свои привычки и принципы стариков, которым точно осталось недолго. Это заставило меня улыбнуться.
Вообще, роман оставил очень приятное впечатление. Ты словно прочитал красивую эпитафию и просматриваешь предсмертные фотографии героев. Ты чувствуешь, что они мертвы, ты знаешь, что их больше нет. А описание их жизни — лишь следы на песке, которые быстро сотрутся. И когда я закрыл книгу, прочитав закономерный финал, мне было хорошо, я вздохнул с облегчением. Ибо летопись героев точно завершена. Спойлер: главные действующие лица умрут.
«Оставить можешь след ты в Вечности узоре,
Взлететь ты можешь до небес в течение одной жизни,
Стать всемогущим можешь, всеизвестным, царём царей, наместником богов и верхом светской власти на сей земле, а то и всей планете ты можешь стать правителем, владыкой.
И будет вписан этот миг в твою историю, в прозрачную историю земли, где век спустя никто не вспомнит о тебе, твои заслуги и потуги канут в Лету. Песок прошелестит, а ветер унесёт, вода всё смоет, Время всё сотрёт с лица планеты, включая память о тебе и след.
Засим твоя корона - бутафорский антураж, играй и лицедействуй, живи и воплощай, но в раж ты не входи и с ролью не сливайся воедино».
Истории людей, их мысли, мотивы и поступки на фоне приближающейся смерти волновали и будут волновать сценаристов, режиссёров и писателей. Навскидку вспомнил фильмы, в которых в той или иной манере отображён данный лейтмотив: «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик», «Даласский клуб покупателей».
P. S.: мне очень понравился смелый выбор главной героини. Она выбрала по возможности более яркую и скорую жизнь, чем медленную, но неизбежную смерть в четырёх стенах санатория.3655