Рецензия на книгу
Призрак Александра Вольфа
Гайто Газданов
Аноним12 октября 2022 г.Сумеречная литература
Воот-вот где настоящая литература с настоящими эмоциями и анализом своих чувств!!!
Героиня "Мышей" Гордона Риса и герой у Газданова ровесники, и оба пережили убийство. Но у Риса происшествие, его последствия и осознание так и остались буквами на экране и шаблонной умозрительностью автора. Здесь же герой больше десяти лет прокручивает и прокручивает в памяти поворотное в своей жизни событие.
"Призрак" - младший брат "Героя нашего времени". Конечно, Вольф не "лишний" для социума человек, несмотря на эмиграцию и разрыв с родиной, а состоявшийся английский писатель. В чём-то Печорин с Вольфом похожи: отстранённостью, скукой, сверхэгоизмом, равнодушием к происходящему, бесстрашием в заварушках гражданской войны, опустошением всех сближающихся с ними людей. Оба скользят по жизни и не привязываются. Печорин сетует на детство и обстоятельства юности, Вольф списывает охлаждение к жизни на роковой выстрел. Оба разрушителя опустошают встреченных ими людей, что-то отнимая у каждого: любовь, душевное тепло, радость дружбы.
Газданов - сумеречный писатель. Главный герой "Призрака" и "Ночных дорог" может быть одним и тем же лицом с автобиографическими чертами. Да, он не таксует, но вспоминает о поступлении в университет, пишет статьи в разные парижские газеты и досконально знает парижское дно. Герой переутомлён от недосыпания, и от усталости действительность расплывается в сумеречных тенях даже в ясные утренние часы. Сбитость биологического таймера чувствуется через текст. Гражданская война навсегда оставила след на нём.
Газданов показывает эмигрантов не потерянными нытиками, но впустую прожигающими жизнь в ресторанах и с девочками. Правда, откуда средства на многолетние гулянья? В "Аполлоне Безобразове" есть эпизод грандиозной пьянки в ресторане, но у Поплавского эмигранты зависли между мирами. Возможно, здесь это же зависание обозначено как раз разгулом, а не утомительным нытьём. Не вся эмигрантская литература, но оба этих автора точно окунают своих героев в сумрак неопределённости.
Сперва эпизод с Курчавым Пьеро показался мне неуместным отрывком из боевика, но потом, как и в "Фаталисте" Лермонтова, все эпизоды пригодились и расставили детали по местам. В плюс Газданову, он не берёт детективное клише и не разжёвывает в диалогах героев связь рассказа Елены Николаевны и злобу лондонского издателя на Вольфа. Читатель и сам догадывается задолго до финала.
Слегка сокращённый текст романа положен в основу пятичасового моноспектакля Андрея Смолякова. Студия радио Культура слегка переборщила с музыкой, её бы чуть потише. Надо бы перечитать роман в другое время и не в такой нервной действительности. В обсуждении аудиокниги на Рутрекере слушатели сравнили "Призрака" со "Степным волком". Лет 15 назад Гессе мне откровенно не зашёл, может, дело в менталитете...281K