Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Катрин: Любовь, только любовь

Жюльетта Бенцони

  • Аватар пользователя
    InnaKovetskaya12 октября 2022 г.

    Я всегда любила французских писателей, еще с юности.

    Дюма, Дрюон, Готье, Голон, Гюго и даже немного Бальзак (про куртизанку Империю, например) – все они (Дрюон – отчасти, Готье – довольно своеобразно) писали весьма романтические вещи. А мне, как любой нормальной девочке, были ближе приключения, где непременно присутствовали возвышенные чувства и роковые страсти. Поэтому какого-нибудь Жюль Верна (досадное исключение среди французских авторов) я находила скучным и пресным, а так называемые пиратские приключения мне вообще не заходили. Ну «Остров сокровищ» таки прочитала... в студенческие годы. При этом чувства чего-то безнадежно упущенного в детстве не возникло.

    Цикл «Катрин» Жульетты Бенцони, как я всегда считала, — что-то вроде «Анжелики».

    Да, сразу скажу, что я вообще думаю о таких романах. Никогда не понимала людей, которые в зрелые годы стыдились или даже плевались (как одна моя сокурсница), вспоминая, что когда-то они читали, ну, скажем, ту же «Анжелику». Типа, ладно там «Три мушкетера» или «Джен Эйр» — это классика, а тут не пойми чего (раз несколько томов – уже что-то «низкопробное»). А чего постыдного-то в этих книгах, м? Нормальная развлекательная литература, да еще в историческом антураже. Это не какое-то современное бабское фэнтези, которые сейчас штампуют сотнями, где многочисленные героини похожи друг на друга, как две капли воды и где, в принципе, можно городить что угодно (вот только у большинства авторш с фантазией полный швах).  А та же «Анжелика», например, помимо увлекательных и драматичных приключений интересной героини с сильным характером (и при этом, истинной женщины, замечу), дает широкую картину нравов XVII века во Франции (да и не только в ней). Не говоря уже о реальных исторических лицах, которые там выведены, и многих интересных вымышленных героях (в основном, мужчинах), отнюдь не потерявшихся на фоне прекрасной Анжелики. Собственно, все «преступление» цикла Голон в том, что действие крутится вокруг женщины и ее большой любви и прочих увлечений. Типа такой многотомный «женский» роман «под старину», а потому презираем по определению. Ну и пусть женский. Замечу, что по качеству он много выше бесчисленного множества современных бездарных поделок на тему «женского романа в необычных обстоятельствах».

    Кстати, мой бывший, вполне себе взрослый мужик, как-то сказал: «А я и «Просто Марию» смотрел. И — вот странно-то! — не развалился на атомы от стыда.

    Что касается устойчивого мнения, что подобное нужно читать в определенном возрасте (в юности), а потом, дескать, уже как-то не комильфо... да что за чушь собачья? Чисто юношеское чтиво такого рода – это, например, «Всадник без головы». Вот там все стерильное и черно-белое: эти – безупречно положительные, эти – отпетые мерзавцы. Пожалуй, как любовный роман читать эту книгу в зрелом возрасте и впрямь скучно, уж больно все идеально. А вот в «Анжелике» (да и в «Катрин» тоже)– все по-взрослому, т.к. героини взрослеют и набираются жизненного опыта на протяжении нескольких книг. Беспроигрышный вариант.

    Просто если в зрелые годы уже вообще не хочется читать беллетристику – это одно. А если хочется все о той же сестре-женщине, но начинаешь тяготеть к чему-то более реалистичному и похожему на тебя– это другое. Хочешь старинного, но психологического– Джейн Остин в руки (я обожаю Джейн Остин, но твердо убеждена, что ее лучше читать после тридцати, уже имея некий жизненный опыт). Хочешь старинного, но высокого - русская классика в помощь, от «Бедной Лизы» до «Анны Карениной». Или вообще потянет на современные романы, про женщин, живущих с тобой в одном веке. (Я, к слову, сама как-то стала в последние годы больше в эту сторону склоняться: хочется что-то современное читать, оно ближе, что ли). Но...

    ...но иногда хочется вот такой вот экзотики: про женщину, которая жила волей автора в совершенно далекую и незнакомую эпоху. Тем более речь о Франции. А я так люблю Францию и ее историю...

    Подводя черту под вышесказанным: не открещивайтесь от не самых великих, но хороших и увлекательных книг, которыми вы зачитывались в юности, только потому, что стали старше – раз; позволяйте себе читать и что-то для души, без оглядки на нужное, модное, современное и проч. – два.

    Итак, «Катрин». Один из вариантов «Анжелики». Автор – Жульетта Бенцони, как я где-то про нее читала – «прилежная ученица Александра Дюма». Собственно, это лучшая рекомендация.

    Конечно, роман отличается от «Анжелики». Во-первых, дело происходит в XV веке, на 300 лет раньше, чем у Голон. Это вам не блистательная эпоха короля-солнца Людовика XIV, расцвет абсолютизма. Нет, здесь мы имеем разоренную, истерзанную столетней войной, бедную дремучую Францию, где царит безвластие, хаос, да и Франции-то как таковой толком нет – например, герцогство Бургундия – вообще отдельное государство, а Шампань занята англичанами. Нравы проще, жизнь суровее.

    Далее, героиня – и это был даже некий сюрприз – не дворянского происхождения. Катрин Легуа – дочь ремесленника (правда, элитного, если можно так выразится, – ювелира). Не простолюдинка, но и не знатная дама. Принадлежит, скорее, к зарождающемуся «третьему сословию». Со всеми вытекающими.

    Да, поначалу, многое в Катрин мне напомнило мою любимую героиню романов Голон: и ее необыкновенная красота, и то, что ее приключения начались, когда она была еще девочкой, и одержимость мужчин ею, причем, как я предполагаю, помимо всемогущего герцога Бургундского (Филипп V Добрый, реальное историческое лицо), знатного вельможи Гарэна де Брази и храброго рыцаря Арно де Монсальви, на протяжении цикла у нее будут и другие поклонники, ну и конечно, всякие опасные приключения, включая знаменитый «Двор чудес», который есть и в «Анжелике».

    Но есть и существенное различие между этими женщинами: Анжелика – более современный персонаж. По сути она авантюристка, дерзкая, предприимчивая и сексуальная. Этакая осовремененная героиня XVII века.

    Катрин же, как персонаж, более типична, как мне представляется, для женщин того времени. Конечно, ее красота дает ей некие привилегии, но, в целом, она осознает свое место в тогдашнем обществе и сильно не выступает. Да, она пытается временами чего-то добиваться (обычно используя свою красоту и обаяние, в общем, «силу слабости»), качать какие-то права, но все это в рамках эпохи. Это именно средневековая женщина – неглупая, страстная, но при этом добродетельная, умеющая быть покорной, скромной и держаться в тени мужчины. Если надо – жестокая (например, есть момент, где она хладнокровно отдает приказ убить человека, довольно успешно подавляя муки совести; это для нас дико, а вот тогда, в Средние века, было делом вполне обыденным). Ну и поскольку она как бы из простых – много чего умеет делать по хозяйству. Катрин одинаково убедительна и когда что-то стряпает и убирает, и когда распоряжается слугами в богатом доме (и те ее слушаются, что характерно).

    Пожалуй, основное, что привлекает в ней – ее естественность. Нормальному человеку, а тем более женщине для счастья надо немного. Богатство, роскошь, власть, любовь сильных мира сего не имеют в глазах Картин настоящей ценности. Ее вполне устраивает крыша над головой и обычная еда. Красивые платья, драгоценности (они описаны много раз и с большим вкусом), всякие роскошества – это конечно замечательно, и она порой проявляет чисто женский восторг, но все это – лишь приятные бонусы, от которых она с легкостью откажется. Потому как по-настоящему Катрин ценит свою семью (у нее прекрасная буржуазная семья и, очевидно, было счастливое детство – до определенного момента), а потом и мужчину, которого ее угораздило полюбить.

    И вот это преотличная находка автора: влюбить свою девушку в ровесника, во-первых (хотя мне весьма понравился господин де Брази – солидный взрослый мужчина, не старый еще – сорок с небольшим; и вообще довольно интересный тип, со своими тараканами в голове. Авторская воля определила этого персонажа Катрин в мужья), а, во-вторых... как бы сказать помягче... ну в полного придурка (это я не в плохом смысле, просто настолько он еще незрел, да и хам порядочный... короче, по характеру не мужчина, а подросток).

    Да уж, любовь зла – полюбишь и козла. В этом первом романе рыцарь Арно де Монсальви мне не то чтобы совсем не понравился – просто это вообще не мой тип. Ну вот представьте мальчишку, который хоть и дворянин, но растет без отца (все время где-то воюющего), фактически среди крестьян (отсюда – грубый и простой нрав). Он мечтает о подвигах и ратной славе и с юности учится воевать. Едва оперившись, он сразу вписывается в военные и добросовестно служит дофину Карлу, будущему Карлу VII (это тот, который предал Жанну д'Арк). Все. Больше про него сказать нечего. Это абсолютное дитя войны, и он явно похож на своего угрюмого папашу, который, как вскользь упоминает автор устами второстепенного, но важного персонажа, после смерти Бертрана Дюкеглена (о, это знаменитый средневековый военачальник, коннетабль Франции при короле Карле V Мудром – что-то вроде генералиссимуса по моему женскому разумению; вот совсем недавно читала про него в романе Дюма «Бастард де Молеон», там он прилично участвует) вернулся домой к жене и детям, повесил свои яйца свой меч на гвоздь и вскоре умер от тоски, ибо без войны жить ему было слишком скучно и бессмысленно. В общем, с таким, как этот Арно, бедняжка Катрин еще хлебнет лиха. А то и, пардон муа, дерьма на лопате, что-то мне подсказывает.

    Кстати, почему она так безоглядно в него влюбилась? Что она в нем нашла изначально, кроме красивой внешности? Не мудрствуя лукаво, Бенцони сводит все к абсолютной сексуальной совместимости своих героев. Ну бывает, не спорю. И все же, этого маловато, как мне кажется, для сильного чувства на всю жизнь. Но я уверена, что этот персонаж тоже получит развитие со временем.

    Похоже, дело в том, что Арно, по мысли автора, – абсолютный, хотя еще (в первой книге) толком не повзрослевший  мужчина в понятиях того времени. Это рыцарь, воин, патриот - бескомпромиссный, жесткий, умелый, отчаянный и неимоверно гордый. При этом он преданный – своей стране, королю и друзьям, благородный и все-таки не настолько ограниченный, как может показаться поначалу. А где-то в глубине души – еще и добрый, просто обстановка не располагает. Ну где-то очень глубоко.

    Довольно занятно и то, что на протяжении всего романа у героев будет лишь две (!) мимолетные встречи, где за вспышками взаимного влечения последуют бешеный гнев Арно, когда он, едва услышав ее фамилию (а у него свои счеты с семьей Легуа), не вникая и не желая ничего слушать, пооскорбляет Катрин последними словами и прогонит прочь. И в этом тоже есть правда: ну как же, будет дворянин, рыцарь из знатного рода, капитан на службе у законного правителя Франции слушать: а) женщину; б) низкого происхождения; в) шлюху (это, конечно, чушь полная, но, справедливости ради – а что он еще мог подумать о девушке, которая в первую же встречу готова была ему отдаться? Автор ее не осуждает – ну кто бы, девочки, не взволновался при виде голого мужика с телом атлета и чертами античного бога? Но это нам, из XXI века, естественная реакция юной плоти понятна, а тогда такое поведение считалось предосудительным). Нашей Кате тут бы и оскорбиться до смерти да послать это хамло куда подальше, но у нее хватает ума попытаться понять его поведение, а также с чисто женской интуицией уловить то, что этот мужчина-подросток пытается скрыть за безобразными выходками. Любовь-ненависть – хороший задел для любовной истории.

    Исторических событий конкретно в этом романе почти что нет – не считая восстания Кабоша в Париже в 1413 году – этакого отголоска Жакерии, свидетелем и невольной участницей которого стала Катрин-девочка. Все остальное, что тогда творилось во Франции, идет фоном. Больше внимания уделено бытовым деталям: одежде, домашней обстановке, жизненному укладу и т.п. В общем, добро пожаловать в средневековую Францию.

    Сам по себе роман достаточно интересный, и с исторической точки зрения, и с приключенческой. Любовная линия обещает быть нестандартной, а с учетом описываемой эпохи и нескольких мужчин, заинтересованных в Катрин – еще и весьма интригующей. Будем посмотреть, что там дальше, очень даже заинтересовало, да и девушка понравилась.

    P.S. Я соскучилась по сильным мужчинами нежным женщинам. Это ведь сейчас не в тренде. Ну и по Франции тоже, куда ж без нее...

    11
    948