Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tree Grows in Brooklyn

Betty Smith

  • Аватар пользователя
    violentbonfire9 октября 2022 г.

    Эту книгу я читала параллельно с «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского. Оба романа входят в школьную программу своих стран, но какое же разное впечатление они производят и насколько разные мысли вызывают. Общих черт тоже хватает, но всё-таки никто в здравом уме не скажет, что книги находятся в одной и той же весовой категории.

    В обеих книгах мы погружаемся в сознание одной личности, типичного представителя низов. Если у Достоевского мы видим студента, «отравленного» знаниями и озлобившегося на всё вокруг, то у Смит главной героиней становится совсем ещё ребёнок, девочка Фрэнси. Это типичный американский роман взросления, где определённые жизненные обстоятельства заставляют героя трансформироваться. Когда читаешь Достоевского, видишь беспросветность и безнадежность, хочется самому приискать верёвку и повеситься на ближайшей берёзе. Когда читаешь «Дерево растёт в Бруклине», понимаешь, что жизнь состоит из разнообразных событий, и от твоего отношения к ним зависит и то, как они отразятся на дальнейшей жизни. Мне такая философия ближе, хотя я понимаю, что в ней немало идеалистического.

    «Преступление и наказание» — это большая литература не только потому, что так нам сказали в школе, но и по тому, через какую оптику писатель смотрит на мир и на своих персонажей. «Дерево растёт в Бруклине» не претендует на столь серьёзную роль в общемировом литературном процессе, этот роман призван выполнить другие, практические задачи. Через него сытый и всем довольный американский школьник задумается о цене (не в долларовом, а в каком-то более глубинном эквиваленте) таких элементарных вещей, как возможность сытно поесть и получить образование. Менее сытый школьник будет отождествлять себя с главной героиней. Книга поможет прожить потерю близкого человека, расскажет о том, что материнская любовь может быть разнообразной, напомнит о ценности семьи и уникальности каждого её члена, каким бы странным он ни казался остальным. Всё это необходимая работа над собой, когда тебе 12-15 лет.

    Мне уже давно не 15, поэтому книга показалась простоватой и местами слишком наивной. Но это не помещало получить от романа определённое удовольствие. Даже его рваная и местами по-дилетантски разрозненная структура в общем-то не испортили дело.

    Возвращаясь к сравнению двух книг, скажу, что, на мой взгляд, такие романы имеют для школьного образования гораздо больший выхлоп. Конечно, можно бить себя пяткой в грудь и кричать, что мы растим высокодуховных граждан, а не каких-то обывателей, но давайте смотреть правде в глаза: много ли существует в стране учителей с достаточным уровнем квалификации и заинтересованности предметом, чтобы суметь так рассказать о романе, чтобы дети что-то для себя вынесли? Ну, кроме безусловно полезной мысли, что всякое преступление будет раскрыто, а преступник понесёт наказание :) Есть ли объективная возможность у ребёнка 21 века отождествить себя с Раскольниковым? Что-то сомневаюсь… А вот с героиней романа «Дерево растёт в Бруклине» — запросто. Причём обсудить там есть что, потому что сложные метафизические вопросы там даны в виде бытовых примеров, понятных даже юному читателю.

    8
    268