Рецензия на книгу
Ночной взгляд
Дарья Бобылёва
Catherynne8 октября 2022 г.«Ночной взгляд» Бобылёвой – это сборник рассказов в жанре мистики и хоррора с примесью магического реализма. Рассказы не объединены ни героями, ни местом, ни общим мироустройством, мифологией или правилами, по каким существует местная «жуть». Одни рассказы схожи друг с другом, другие – совершенно разные по тону и манере повествования. Иные похожи на пионерские страшилки, что рассказывают у костра друг другу дети и подростки, «чтобы было пострашнее», иные - на деревенские байки и предания, что поведает переехавшая из деревни в город бабушка длинным зимним вечером. Но все их объединяет под одной обложкой несколько черт.
Во-первых, герои. А, точнее, типажи этих героев. Они насквозь постсоветские, узнаваемые и живые. Настолько, что не узнать в них соседа, свата или себя просто невозможно. Они настолько типичные, настолько плоские, лишённые каких-либо ярких, запоминающихся черт, какой-то изюминки, что просто не могут быть литературными героями. Такими могут быть лишь люди живые, мало нам знакомые, нам не интересные. Обычные люди. Потому что герои здесь – не главное. Люди – не главное, они лишь фон, на котором разворачивается полотно событий, значимых или совсем незаметных. А потому им необязательно быть выдающимися, они просто должны быть.
Во-вторых, черта, которая объединяет рассказы в сборник, это, несомненно, та самая «жуть». Которая, словно плесень, вползает в квартиры и жизни героев из самого сырого и тёмного угла, медленно и неизбежно. «Жуть» здесь тоже вся сплошь колоритная, местная, рождённая как будто бы из фольклора, народного и городского, но в то же время обретшая самобытность и независимость. Лишь у некоторых проявлений мистического и пугающего здесь есть объяснения, лишь у некоторых чудовищ есть правила, в большинстве же историй «жуть» просто есть. Даже не так, она была там всегда. Жила, дышала темнотой и смрадом тёмных подъездов, одиночеством пустых коммунальных квартир, безвременьем дачных участков. И чаще всего история начинается не с того, что эта сама «жуть» вползает в жизнь человека. Это человек чаще всего вторгается в её жизнь, сталкиваясь порой с необратимыми последствиями...
Несмотря на то, что чаще всего действие разворачивается в самых обычных дворах и квартирах, особо хочется отметить дачные кооперативы. В этих порой огромных муравейниках происходит действие чуть ли не самых жутких («Розарий») и трагичных («Осина») или трагикомичных («Белое, длинное») рассказов. У Дарьи Бобылёвой есть роман в новеллах «Вьюки» про вечное лето и дачный посёлок, выбраться из которых невозможно, поэтому неудивительно, что дачи в сборнике - это чуть ли не самое опасное место в среде обитания людей.
Очень часто страшные и необъяснимые вещи с героями Бобылёвой происходит не потому, что они плохие и их надо за это наказать. Плохое просто случается. Иногда - по очевидной или не очень причине, а иногда и без неё. Говорить примитивно, «дерьмо случается». Не всегда, но часто героям просто навезёт оказаться не в том месте и не в то время, стать жертвой чье-то чужого умысла или ошибок прошлого, людей, которых нет уже давно, но последствия чьих дел мы всё ещё можем ощутить на себе. И, порой, исправить что-то невозможно.
И, наверное, это в «Ночном взгляде» пугает больше всего.
P.S. Рассказы, которые понравились мне больше всего:
– «Тот, кто водится в метро» (очень светлая и по-своему добрая история);
– «Забытый человек» (тихий страх, что живёт в стенах коммуналки);
– «Бусы» (эта история будет близка всем, у кого во дворе жила "та самая" бабка);
– «Сынок» (не ходите, дети, бабкам помогать...);
– «Место жительства» (моя родная любимая деревенская нечисть).2224