Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Портрет художника в юности

Джеймс Джойс

  • Аватар пользователя
    Аноним9 октября 2013 г.

    Портрет, если сформулировать максимально лаконично - это изображение личности. Во-первых, это обязательно изображение, его можно назвать внешней формой. Во-вторых, это изображение личности, что можно назвать содержанием. В этом жанре художественного творчества органично соединяются форма и содержание человека как личности.

    Пожалуй, вкратце мы разобрались с первым словом из названия романа Джойса, теперь обратимся к оставшимся. Джойс вырисовывает портрет художника, личности, которая самостоятельно создает художественные творения, в том числе и портреты, выходит Джойс занимается над созданием собственного портрета - в конце концов, кто как не мы сами знаем о себе больше, чем кто-либо на Земле? Задача художника найти и выразить уникальные свойства и запечатлеть этот образ в присущую ему форму, выразить содержание и форму - вот это и будет портретом. Художник - это создатель, он из ничего, создает искусство, претворяя форму и содержание, руководствуясь своими эстетическими взглядами. Акт творения - это акт креатива, воображения, вдохновения, внимания, знания и умения.

    И, наконец, осталось последнее слово - юность. Тут объяснять, наверное, не надо - итак все понятно. Джойс создает своеобразное "Детство. Отрочество. Юность.", описывая самые ранние годы своего становления и развития, начиная с малолетнего дошкольного возраста, заканчивая выпуском из университета. Те самые периоды жизни периоды жизни, когда личность еще не сформировалась, не знает кто она и что ей хочется, не знает кем ей хочется быть и чем заниматься; это период когда еще только начинающая зарождаться личность сырая и мягкая, как влажная глина, подверженная изменениям и влиянию со стороны внешнего мира. Именно в этот период юная личность испытывает первую любовь, гордость и триумфальные моменты своих викторий и горечь и унижение поражений, жгучий, терпкий стыд от совершенных грехов и гадких поступков, пронзительный страх наказания, кары от авторитетных лиц и божественных сил.

    Показательно, что еще задолго до выхода в свет "Портрета" молодой Джойс пришел с 10-страничным рассказом "Портрет художника" в редакцию ирландского журнала. Редактор, прочитав рукопись вернул ее Джойсу и сказал, что не может выпускать в журнал текст, в котором он не ничего не понимает, тогда Джойс молча взял свой рассказ, развернулся и ушел. Рассказ этот вышел в свет уже только после Джойса. Это событие настолько важно, потому что дает понять, что Джойс еще в юности поставил перед собой задачу - написание портрета художника и, по большому счету, занимался ею на протяжении всего своего творчества. Редактор, конечно, имел право не давать в печать весьма пространное творение юнца, которое изобиловала кучей претенциозного материала, хотя бы на основании того, что этот юнец написал заумный текст, пытаясь таким образом сымитировать гения. В 99 случаях из 100, наверное, так и бывает, но, как оказалось, не в тот раз. Сейчас, спустя столетие, Джеймс Джойс рассматривается как один из величайших писателей, мастеров, за все время.

    Структурно повесть состоит из 5 частей, расположенных в хронологическом порядке. Повествование идет, типично для Джойса, от 3-его лица и описывает героя Стивена Дедала. Имя его было взято не случайно, отсылаясь к мифическому ремесленнику, соорудившему крылья своему сыну Икару. Действие разворачивается в Ирландии, примерно в конце 19-нач. 20в. и затрагивает насущные общественные проблемы ирландского народа в то время. В самых первых строках мы, глазами юного Дедала наблюдаем за любопытной сценой за обеденным столом, в которой происходит спор, касающийся роли влияния на Ирландию Англии и церкви. В дальнейшем религиозный мотив будет играть первостепенную роль почти на всем протяжении повести. Первые главы знакомят нас со Стивеном, это серьезный, боязливый мальчик, в это время он уже начинает задумываться над некоторыми религиозными вопросами, показывая живое, тонкое мышление. В главе третьей, после того как он в раннем возрасте тяжко согрешил, проводя время в борделе, молодой Дедал, под влиянием строгого католического воспитания, становится ярым католиком. Особенно хочется выделить знаменитую уже сцену, в которой священник произносит впечатляющую речь об ужасах ада, неудивительно, что неокрепшая психика молодого художника не выдержала такого давления, нанося глубокий отпечаток в его душу. В главе четвертой, однако, повзрослев и окрепнув, личность Дедала отвергает религию и стремится к своему истинному предназначению, которое сидит где-то глубоко внутри. Дедал еще не знает, что это, но он всей своей сущностью чувствует, что церковь с ее уставом и порядками чужда его натуре, он осознает, что хочет творить, пусть пока и не знает что творить и как это делать. В главе пятой мы уже видим художника, таким образом, происходит процесс трансформации, похожий с тем, как гусеница, превращается в бабочку. Можно выделить этапы: ребенок-религиозная личность-личность художественная. Именно этим и занимается Джойс в "Портрете" - описывает, сотворяет процесс становления, эволюции личности Стивена Дедала, что ему удалось так блестяще. Несмотря на то, что перед нами изложен процесс ухода от церкви к творческому началу, "ПХвЮ" можно рассматривать и в более широком смысле, как в целом проблемы самообретения, познания себя. Думаю каждый молодой человек задается такими вопросами, как: кем я хочу быть?, что я хочу делать?, кто я?, в чем мое призвание? Некоторые из нас так и не находят ответы на эти вопросы, другие даже и не задумываются над этим, предпочитая праздную жизнь или занимаясь увлекательным процессом потребления и накопления капитала.

    Нельзя забывать также, что язык полон отсылок к личностям реальных товарищей, мест, событий и особенно, различных цитат из религиозных источников и произведений литературы, популярной в тот период. Безусловно, это осложняет чтение для среднего читателя. Лично мне, не нравится обилие религии в литературе, так что, поэтому, не могу сказать, что многие вопросы были для меня интересными. В "ПХвЮ" ощущается еще некоторая "сыроватость", нет чувства грандиозной произведения, несмотря на то, что сразу чувствуется рука мастера. Кроме того, нельзя рассматривать "Портрет художника в юности" в отдельности от главного произведения Джойса - "Улисса". Перед прочтением "Улисса" необходимо обязательно сначала ознакомиться с "Портретом", потому что, по сути, это была проба пера, разминка перед главным актом. "Улисс" - это такой своеобразный "Портрет 2.0", умноженный и разросшийся в несколько в раз. Кроме того, если вам не понравился "Портрет" или вы его не одолели, что называется, за "Улисса" браться даже и не стоит. Я, в свою очередь, прочитал "Портрет" с удовольствием, особых трудностей в процессе чтения, пожалуй, не возникало. "ПХвЮ" очень важная книга. Он занимает почетное третье место в списке 100 величайших книг Modern Library и не спроста, так как был пионером в жанре модернизма в литературе, ранней ласточкой, которая повела за собой плеяду других замечательных писателей. Это история становления не только личности молодого художника Стивена Дедала, но и всей литературы в целом, а особенно, конечно, литературы 20в. Не могу рекомендовать эту книгу широкому кругу читателей, потому что не всем понравится Джойс, это не легкое чтение и требует внимания и подготовки от читателя, а именно, неплохо бы разбираться в вопросах теологии и европейской литературы и искусства. За "Улисс" я пока еще не брался, хотя чувства "страха перед этим гигантом" у меня нет никакого, торопиться некуда, но, думаю, теперь, после прочтения "Портрета" я ускорил время встречи с главным произведением модернисткой литературы.

    3
    54