Рецензия на книгу
Les Promises
Жан-Кристоф Гранже
Аноним5 октября 2022 г.НА ОЛИМПЕ СМЕРТИ
Жану-Кристофу Гранже снова удалось подняться на гребень волны. Судя по реакции и оценкам двух его последних романов (сам не читал и пока точно не планирую – не хочу разочаровываться), сделать это было не так и легко, но, как мы видим, возможно. Его «Обещания богов» ("Les Promises") – несомненно, один из главных претендентов на звание лучшего триллера / детектива 2022-го года. Это первое произведение писателя, где он ловко переплетает вымышленные события с реальными историческими, причём самыми циничными и позорными в 20-м веке. Гранже переносит нас в конец августа 1939-го года, в Берлин, насквозь пропитанный в то время злобой, ненавистью и манией величия Третьего Рейха. Гнетущая атмосфера приближающейся войны действует на жителей по-разному. Кто-то пребывает в постоянном страхе и оцепенении, большинство фанатично преклоняется перед слетевшим с катушек фюрером, но есть и те, кто ведёт праздную, беззаботную жизнь, практически не замечая ничего вокруг. К примеру, красавицы, чистокровные арийки, светские львицы и по совместительству жёны высокопоставленных чинов, посещающие элитный салон в отеле «Адлон». Их-то и начинают находить мёртвыми, то в Тиргартене, то на набережной Шпрее около Музейного острова, со вспоротыми животами и выпотрошенными гениталиями. Всем им в последние недели снился некий Мраморный человек...
Жанр триллера априори является развлекательным, но в данном случае язык не поворачивается использовать это прилагательное. Гранже препарирует истоки Зла, отравившего Германию, и эти чудовищные убийства служат, по большому счёту, лишь декорациями, своеобразной аллегорией, выворачивающей наизнанку суть происходящего. Тягучий, мрачный, жуткий и жестокий роман, как и само то время, когда «священная грань между жизнью и смертью разлетелась в прах» и «можно позволить себе испробовать всё, не боясь ни суда, ни наказания».Что вообще творится в голове у человека, всерьёз заявляющего следующее: «По природе своей немецкая женщина предназначена для деторождения. Нужно только подтолкнуть её, стимулировать, помочь. Она в буквальном смысле является маткой, где вынашивается наша победа»? Жажда мести, удобренная пропагандистской махиной, подтолкнула к реализации бредовых идей национал-социалистической доктрины, привела к выходящим за рамки понимания экспериментам, геноциду, массовому уничтожению гражданских лиц.
Гранже удалось создать яркие и запоминающиеся образы трёх главных героев, и это при том, что ни один из них не вызывал не то что восторга, но даже уважения. Франц Бивен, «кем он только не был – вышибалой, охранником, вором, даже убийцей; кем угодно, лишь бы за это платили», бывший штурмовик СА, а ныне гестаповец, всеми фибрами души рвущийся на фронт, он полный простофиля в криминальных расследованиях, и не его вина, что, опасаясь огласки, дело забрали у Kriminalpolizei и передали в «сеть доносчиков, осведомителей, стукачей» – политическую полицию, гестапо, которое «арестовывало жертв, а невиновных». Минна фон Хассель, баронесса, рассорившаяся с богатыми родителями, симпатичная, но летящая в пропасть из-за алкоголя и наркотических средств, отчаянно пытающаяся не допустить закрытия руководимой ею клиники для душевнобольных. Симон Краус, психоаналитик, «может, и блестящий специалист (как говорила Минна), но продажный вырожденец и полное ничтожество», с одной стороны, он страдает комплексом неполноценности из-за своего низкого роста, а с другой, красивая внешность позволяет ему напропалую спать со своими клиентками, а потом их же и шантажировать.
Гранже снова проявляет себя как мастер нестандартных сюжетных ходов, позволяющих увлечённо следить за событиями до самых последних страниц. Заключительная часть («Ost») вообще заставит вас поднимать брови и округлять глаза – если в саму идею можно поверить, то в то, как она была реализована – никак. Атмосфера брутального нуара будоражит, притягивает и отталкивает, а главное, постоянно побуждает к рефлексии.
71K