Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Carmilla

Joseph Sheridan Le Fanu

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2022 г.

    Троп роковых убийц по-простому

    Знал ли ирландский автор, что его историю много лет будут использовать как основу для репрезентации сапфичных женщин? Как говорится, кто знает, тот знает, поэтому я схватила экземпляр сразу же, как только заметила его в фикпрайсе — в романах в мягких обложках есть что-то романтичное .

    Про плохой перевод именно в этом издании я уже наслышана, лично меня ничего не покоробило. На месте издательства я бы расширила издание за счет какой-нибудь вступительной статьи на тему готической литературы и пары других рассказов — их у Ле Фаню хоть ложкой ешь, — но, как сложилось. В Азбуке-классике ее можно найти в изданиях «Мистические истории. Любовь мертвой красавицы», 2018 и «В тусклом стекле», 2019

    Скажем так, мы, люди из XXI века, сразу понимаем, что происходит в рассказе, насмотревшись ужастиков про вампиров и прочую нечисть. Это проблема касается многих готических работ — она просто не впечатляет и не пугается сегодняшних читателей. Большинство из нас, вконец утомившись, начинает орать на героев_инь «Беги, оно тебя сожрет!!!». Мне же хочется прокомментировать сюжет с точки зрения клише репрезентации, поскольку репрезентация здесь получается максимально консервативной, и вот почему:

    Главная героиня живет достаточно уединенно в старом замке с отцом, двумя воспитательницами и некоторыми безымянными слугами. Каждого дружеского визита она ждет, как праздника. Незваные гости, как правило, к ним не приезжают, город и деревня находятся довольно далеко, и те не густонаселенные.

    В начале повести героиня рассказывает про странный эпизод из раннего детства, якобы, ей приснился сон про подозрительную девушку, появившуюся в ее комнате посреди ночи: девушка обняла ее, успокоила, но в то же время напугала. Героине не объяснили, что произошло, но отец пригласил священника пообщаться с ней, мол, она избежала серьезной опасности. Структура этого эпизода до боли напомнила тот сегмент квир-литературы, где описывается принятие собственной идентичности в консервативной семье — за спинами шушукаются, но объяснить, в чем дело, не считают нужным.

    Основные события происходят, когда героиня уже выросла. Пока на заднем плане описываются неожиданные смерти среди молодых девушек, припадки, эпидемии нервных болезней, в замок при весьма странных обстоятельствах попадает молодая девушка Кармилла. Она буквально обхаживает героиню, говорит ей комплименты, развлекает ее, не отходит ни на шаг. Героиню же такое поведение подруги то отталкивает, то, наоборот, притягивает.

    Кармилла прекрасна, умна и образована. Уходить от нее, отказывать, да и сопротивляться ей особо не хочется. Позже ее поведение будет описывается следующим образом:

    «Упыри бывают одержимы вожделением, сходным с самою страстной любовью. ...никогда не отступаются, покуда не умертвят вожделенную жертву. Но умерщвляют ее медленно, вынашивая и лелея хищное сладострастие, распаляя его, стараясь пленить и привлечь»

    Т.е., молодая девушка внезапно превращается в хищницу, и этот образ, по идее, должен нас пугать. Но охотиться она предпочитает не на милых юношей, например, а на невинных девушек, вроде как, оскверняя воплощение определенного идеала. Просто, если так судить, любовь кого угодно к кому угодного можно описать через категорию эгоизма, и это суждение ни в жизни не опровергнешь.

    И опять-таки мы получаем троп трагичности и обреченности. Вот что говорит героине Кармилла, вот чем она ее пугает до глубины души:

    «...Время близится, скоро ты все узнаешь. И буду я у тебя жестокая, и буду себялюбивая: но ведь любовь всегда себялюбива, и чем она нежнее, тем себялюбивее. Любя меня, ты пойдешь со мною на смерть; или пойдешь со мною, ненавидя меня - перед смертью и за смертным порогом. Все равно - любовь или ненависть, лишь бы не равнодушие».

    Получается, две девушки заведомо обречены, кто-то из них обязательно должен умереть, а их влечение можно объяснить игрой хищника и жертвы, т.е. если хищник не будет хоть чем-нибудь привлекать жертву, весь вид обречен на вымирание. Странная мысля, ибо я могу навскидку накидать сюжетов, где влечение мужчины к женщины, по-хорошему, можно описать каким угодно хищничеством, эгоизмом и каннибализмом, но только не любовью.

    Кстати, хороший человек высказал идею, что Кармилла — не женщина, она — вампир, зверушка, и априори не может быть репрезентативной. В принципе, это замечание также имеет место быть, и, в конце концов, почему бы немного не по-ассоциировать себя со злодейкой?

    Содержит спойлеры
    4
    127