Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Старик, который читал любовные романы

Луис Сепульведа

  • Аватар пользователя
    fish_out_of_water7 октября 2013 г.
    Сельва – она такая. Хочешь не хочешь, она проникает в тебя и подчиняет тебя своим законам.


    На самом деле я очень удивлена, что книга мне понравилась. Так как на самом деле до сих я просто не могла восторгаться книгами, в которых тема человека и природы подается таким образом, а именно реализмом чистой воды. "Старика и море" я читала, засыпая. "Царь-рыба" Астафьва тоже не произвела ожидаемого впечатления. Должна ли я благодарить Сепульведу за то, что он перенес место действия классического сюжета в тропические леса, или просто за красивое название книги, не знаю, но с первых страниц я была очарована дикостью и экзотикой Южной Америки и тем, как наряду с этой дикостью человек пытается оставаться человеком, который любит любовь, может не до конца понимая, что это, но всеми силами пытаясь найти ее значение в любовных бульварных книжках.

    Антонио Хосе Боливар - герой необычный. Он - ни положительный, ни отрицательный. Он живет в мире, далеком от нашего, у него иные ценности, иные радости жизни, возможно, в каком-то смысле, имеет место быть иная мораль. Он - человек, отрезанный от цивилизации, его цивилизация - это маленькое поселение, находящееся в клоаке Южной Америки с кривозубыми жителями и иногда заезжающими гринго, которые непонятно что от тебя хотят. Это человек, давно подчинившийся законам дикой природы, который то ли с безразличием, то ли со смирением смотрит на человеческие трупы, изуродованные дикими животными. Это человек, который сам был на пороге смерти. Это человек, который любил когда-то, но который уже мало что помнит о своей жене, умершей так рано.

    Но в то ж время - это человек, который любит читать книги. О любви, о любовных страданиях, чтобы было как в жизни, прекрасно и печально. Это человек, который любит погружаться в другой мир, давая волю своей фантазии. Это человек, который никогда не целовался "сладострастно", как об этом пишут в книгах, который никогда не был в Венеции и ее описание рисует в воображении старика сказочных город на воде. Это человек, который забывает об окружающей его дикости и жестокости, благодаря сентиментальным книгам о высоком чувстве.

    Но помимо Антонио Хосе Боливара, есть в этой книг еще один главный герой - сама сельва. С первых страниц, она притягивает. Да-да, он притягивает, этот грязный нестерильный отставший в развитии мир, у которого все же есть нечто, чего нету в наших мегаполисах - гармония с природой. Человек берет у нее ровно столько, сколько ему нужно для поддержания жизни. Люди мегаполисов же убивают животных ради оптовой торговли мяса и ради меха, это в лучшем случае, в худшем - просто из страха. Чувствовал ли Боливар, что нарушает эту гармонию, отправляясь на охоту на дикого зверя? Ведь эта кошка конкретно ему ничего не сделала. Ну, загрызла парочку гринго - так никто же их не просил соваться в места, где они не могли ориентироваться, да еще и детей ее убивать. И что же теперь старик должен убивать кисуню ни за что? Это ведь типа неправильно.

    Но с другой стороны, он выходит с ней на борьбу на равных. Он не воспринимает своего противника, как какого-то животного, как кусок мяса в шкуре, он выходит на битву, с видным уважением и признанием величия своего соперника, будучи не до конца уверенным, выберется ли он вообще живым.

    Эта книга о величии природы. Эта книга о ничтожности человека перед природой. Читая подобные книги, невольно задаешься вопросом: как смеет такое ничтожное существо вмешиваться в такое необъятное и непостижимое явление. Но человек может. Немудрено, что человек сильно преувеличивает свою роль на Земле, и поэтому считает себя равным с природой и думает, что имеет право брать с нее столько, сколько вздумается. И он борется с ней, иногда он побеждает, но ведь это ни в коем случае не говорит о том, что он сильнее.

    19
    49