Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
mDar2 октября 2022 г.Как сильным идеям мешают слабые детали
Спойлеры максимально завуалированны и не значительны, но всё же они есть. По другому поделиться своим полным впечатлением от книги, так чтобы это было понятно - невозможно.
Моей первой книгой Бредбери, как и у подавляющего большинства, выступила “451 градус по Фаренгейту”. Ставший классикой роман повествует нам о пожарных, приносящих огонь в дома людей; пожарных, не спасающих жизни, а ставящих их под угрозу. Жуткая история об альтернативном мире, в котором хранение книг приравнивается к торговле наркотиками. Карается книголюбство вызовом бригады уже знакомых нам “пожарных”, в числе которых и пребывает главный герой произведения – Монтэг.
Рей Бредбери ответом на государственную цензуру(предистория написания книги) создал нечто иное, отражающее более глубокие идеи, нежели просто ограничение свободы слова.
Закон о сожжениях книг является главным тезисом произведения. Роман показывает нам устоявшееся общество невежд, особенностью которого выступает потребление “безопасной” информации. Литература у этих людей вызывает грусть, а заменой ею выступает зомбо-ящик, который в “451 по Фаренгейту” выглядит как своего рода 3D стены. Всё что имеет какую-либо излишнюю смысловую нагрузку, отвергается обществом произведения. И даже те единственные, кого не устраивает полная неграмотность вокруг, те кто желают жить иначе, все равно по итогу смирятся. Система не даст им прочитать и строчки без последствий.
“Зачем тратить свои последние часы на то, чтобы кружиться по клетке и уверять себя, что ты не белка в колесе?”Казалось бы – идеальный сюжет, идея книги завораживает! Но, к великому сожалению, реализация оставляет желать лучшего. Мир здесь полон несоответсвий и странностей. Мы видим намеки на запрет любой литературы, от художеественной и до научной, и вдруг слышим от жены главного героя, что на днях она “прочитала пьесу”. В первом случае возникает вопрос к инфраструктуре мира книги: “Ты как вообще существуешь?”, а во втором вопросов ещё больше. За всё время чтения я так ни разу и не наткнулся на нормальную трактовку принципа “в нашей стране нельзя читать то-то и то-то”. Я, не нарошно, но всё же слишком внимателен к деталям, что сильно портит впечатление при прочтении.
Даже опуская нелогичность футуристического мира в котором происходят события “451 по Фаренгейту”, абсурдность некоторых ситуаций не даёт мне полноценно полюбить это произведение.
Максимально нелепая смерть одного из ключевых персонажей, так ещё и после странной смерти одного из второстепенных, показывается в произведении примерно так:
- Этого человека пару дней назад сбила машина.- О-чёрт. - отвечает Монтэг, при этом вспоминая ещё и пожилую женщину, которая подожгла себя заживо этим же днём.Когда читаешь определённый объём книги, пытаешься закрыть глаза на некоторые непроработанности в сеттинге и проникнуться атмосферой, но получаешь в лицо это и задумываешься: а не лишнюю ли драму тянет Бредбери, и почему так нелепо? Может это лишь моё субъективное восприятие, но местами череда событий в книге выглядит как пересказ страшного сна автора. Того самого сна, в котором то плачешь, то кричишь от злости, то бежишь в панике. Объём несчастий героя меня не впечатляет, хватило бы и парочки, ибо дальше начинает ставиться под сомнение случайность всех событий. Но нет же, никто ничего не подстраивал! Тут моё негодование по большей части относится к всё ещё наинелепейшой смерти в книге.
“Сбила машина” - мне смеяться или плакать? Как это вообще вышло чёрт возьми?Такой стиль истории для меня не сыграл.
Рей не объясняет читателям некоторых вещей, от чего у более придирчевых как я возникают вопросы. Ещё один из примеров тому -
появления в доме у Монтэга одного из второстепенных персонажей. Он пришёл не понятно почему, но при этом в очень неудачное для героя время, дабы начать задвигать ему красивые речи. О причинах таких сцен остаётся только гадать.Их не объясняют мысли главного героя, и в окружении намёков мы не находим.
Кстати, главный антогонист “451 по Фаренгейту” хорош, им я остался впечатлён. Пожарный, который не скрывает факт того, что прочитал гигантское количество книг. Это персонаж, мотивов которого мы так и не узнали, но представляем их сложность ещё долгое время. Более глубокий разбор брандмейстера Битти влечёт за собой спойлеры, поэтому остановимся на этом.
Книга была написана в подвале публичной библиотеки всего за 9 дней. Пусть я ей и не был полностью удовлетворен, о прочитанном не жалею. Не взирая на сюжетные дыры, наблюдать за метаморфозой главного героя из узника системы в свободного человека было увлекательно. Концовка не подвела. Роман кишит красивыми цитатами, мою любимую вы уже видели.
4440