Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лунный камень

Уилки Коллинз

  • Аватар пользователя
    jeff2 октября 2022 г.

    Аннотации и статьи о Коллинзе гласят, что это один из самых захватывающих романов и лучших детективов всех времен. По факту же наиболее интригующим в произведении оказался пролог, в котором прозвучало проклятье лунного камня. И если б остальные 400+ страниц развивались в духе Эдгара По и "Падения дома Ашеров", это было бы куда более интересно, чем то, что получилось у писателя в итоге; куда более близко к тому, что я уже читала у него раньше ("Отель с привидениями").

    А в итоге перед нами развернулось настоящее расследование, причем скорее расследование поступков, нравов, взаимоотношений (мужчин и женщин, господ и слуг, англичан и индусов), нежели разгадка пропажи лунного камня.

    Повествование представляет собой серию рассказов из уст очевидцев, причем первые - из серии "ненадежных" рассказчиков: чересчур наивный дворецкий Беттередж, затем помешанная на религии ханжа мисс Клак, которой и дела не было до лунного камня, вынесенного в заглавие; так постепенно нас подводят к точке зрения более степенных, вдумчивых, рассудительных героев вроде мистера Блэка, помощника врача Эзры Дженнингса и других.
    Однако, увы, читателям, испорченным множеством полифонических (по-настоящему полифонических) романов, "потоками сознания" и прочими, где герои и их голоса действительно дифференцированы, речь героев Коллинза с тысячью мелких деталей и подробностей, как под копирку, кажется утомительной и картонной.

    Внешность условно положительных героев преподносится со знаком "минус", и выделяется здесь наряду со Дженнингсом тщедушный, незаметный сыщик Кафф. С одной стороны, по всем привычкам и повадкам кажется, словно он живет в каком-то своем мире. С другой - подмечает детали и тонкости, неуловимые для остальных обывателей. А в итоге его детективное чутье кажется едва ли не божественным провидением (градус снижается в финале, когда вводится его двойник - мальчик с такими же детективными задатками).

    Даром что истинный виновник становится понятен уже к финалу второго рассказа, но замысел писателя движет нас дальше, ведь в деле о пропаже важно не то, кто украл ценный алмаз, а то, каким образом это произошло, каким образом связаны немногочисленные герои этой истории и в каком порядке развивались события той роковой ночи.

    Собственно, именно суть пропажи кажется спустя время наиболее фантастической и неправдоподобной. Если для своего времени Коллинз стал первопроходцем, который вместе с героями исследовал феномен наркотиков и их влияния на человеческую психику и сознание, то столь сильный лунатизм под действием опиума сейчас, в 21 веке, кажется не более чем фантастическим допущением и мистикой, нежели фактом.

    В целом же персонажи, как и роман, скорее утомляли и раздражали, чем удивляли и восторгали (кроме все того же Каффа, благодаря которому действие хоть как-то развивалось и хоть что-то происходило). Особенно поразила мисс Вериндер, которая отчего-то не пожелала взаимодействовать со следствием (если влияние проклятия действует как эффект ПМС на женщин, то да, действительно сильно!).
    И вот сейчас, прочитав, что Коллинз был весьма дружен с Диккенсом, пришло понимание, откуда ветер дует: читая эти нагромождения деталей, перипетии недолюбви Блэка и Вериндер, я всю дорогу думала о том, что передо мной очередной роман позднего Диккенса типа "Нашего общего друга". А жаль, надежды... были большие!

    Содержит спойлеры
    6
    528