Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Dakonechno7 октября 2013 г.«Писателю дозволено все, если он способен заставить верить в то, что им написано»
Мир «Ста лет…», мир Макондо – это мир неподдельного одиночества и скомканной, как влажные мятые поутру простыни, любви. И, конечно, магический реализм, о котором писал сам Маркес так:
«Это была необыкновенная женщина. Однажды она вышивала на галерее, и тут пришла девушка с очень необычным куриным яйцом, на котором был нарост. Уж не знаю почему, этот дом был в селении своего рода консультацией по всем загадочным делам. Всякий раз, когда случалось что-то, чего никто не мог объяснить, шли к нам и спрашивали. Меня восхищала та естественность, с которой она решала подобные проблемы. Возвращаюсь к девушке с яйцом, которая спросила: "Посмотрите, отчего у этого яйца такой нарост?" Тогда тетя взглянула на нее и ответила: "Потому что это яйцо василиска. Разведите во дворе костер". Костер развели и сожгли это яйцо. Думаю, эта естественность дала мне ключ к роману "Сто лет одиночества", где рассказываются вещи самые ужасающие, самые необыкновенные, с тем же каменным выражением лица, с каким тетя приказала сжечь во дворе яйцо василиска, которого она себе не могла даже вообразить».
Такая благодатная почва одиночества, любви и инцеста, я не знаю, как уместить это все в один коротенький пост. Энциклопедия всех видов одиночества, поехали: одиночество смерти Мелькадиеса ("Он действительно побывал на том свете, но не мог вынести одиночества и возвратился назад"); одиночество власти полковника Аурелиано Буэндиа ("Заплутавшись в пустыне одиночества своей необъятной власти"; 17 сыновей от разных матерей, трехметровый круг, которым он ограждает себя от остального мира), одиночество старости, в которое на долгие годы погрузилась прародительница Урсула ("в лишенном света одиночестве своей глубокой старости"), одиночество неприступности Амаранты и одиночество красоты Ремедиос Прекрасной, одиночество любви Хосе Аркадио и Ребекки, одиночество как спасение для Хосе Аркадио Второго и одиночество как приговор для Хосе Аркадио Буэндиа, основателя Макондо. (Об инцесте и любви кто-нибудь до меня уже писал).
Это идеальная, на мой взгляд, семейная сага: история рода в 7 поколениях. И как прекрасно она была закончена: где-то на последних страницах перехватывает дыхание ураганом."Он вошел в лабораторию Аурелиано и спросил: "Какой сегодня день?", Аурелиано ответил, что вторник. "Я тоже так думал, - сказал Хосе Аркадио Буэндия. - Но вдруг понял, что продолжается вчерашний понедельник. Посмотри на небо, посмотри на стены, посмотри на бегонии. Сегодня тоже понедельник". Привыкший к его бредням, Аурелиано не стал слушать. На следующий день, в среду, Хосе Аркадио Буэндия снова посетил лабораторию. "Просто беда, - сказал он, - взгляни на воздух, послушай как жужжит солнце, в точности, как вчера и позавчера. Сегодня тоже понедельник". В пятницу, пока все еще спали, он снова и снова выискивал сдвиги в природе, пока окончательно не убедился, что вокруг понедельник"
"Человек - вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей"
"...супругов связывали неразрывные, более крепкие, чем любовь узы: общие угрызения совести"
"Секрет спокойной старости состоит в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством"
"Любовь так или иначе убивает любовь, ибо в природе людей отказываться от еды, утолив голод"
734