Рецензия на книгу
Чемодан
Сергей Довлатов
Аноним30 сентября 2022 г.Кажется, я одинока в своей крайне равнодушной оценке этой книги, даже интересно.
До этого я не читала ни одной книги Довлатова, хоть и знала, что он считается классиком советской диссидентской прозы. А если есть возможность припасть к новому источнику книжной радости - почему бы и нет? Но, похоже, не сложилось(возможно, конечно, что именно эта книга для первого знакомства именно мне не подошла).
Книга представляет собой сборник рассказов, объединенных вещами, которые автор смог взять с собой в эмиграцию: восемь вещей - восемь рассказов. Вещи банальные: носки, перчатки, рубашка, ремень... В предисловии Довлатов пишет, что не смог взять с собой (или отправил сильно заранее вперед) все важные или значимые вещи, поэтому мне показалось, что в данном случае чемодан - то, что составляет повседневное окружение человека, но не связано с ним чрезмерно эмоциональными связями. И через эти вещи автор вспоминает тот или иной период своей жизни в СССР. Причем, эти истории не всегда идут в хронологическом порядке и никогда не несут в себе морально-этической оценки, они, скорее, просто описывают тот или иной момент жизни Довлатова.
Может быть, в этом и состоит моя основная претензия к книге. Наверное, глупо пенять на репортажное фото, если его сюжет тебе не нравится, но как-то привычно, что в каждой книге есть какая-то идея, посыл, ради которого автор и взялся за перо (ручку, печатную машинку). А тут полное ощущение, будто Довлатов просто делает фото момента и оставляет за читателем право думать о том, в чем соль происходящего. Иногда такое упражнение для мозга может придать дополнительную прелесть чтению, но...
Герои книги все, как на подбор либо ужасны в своей мерзости, либо равнодушно-пассивны, хотя, к чести автора, он и себя описывает исключительно негативно. Я пытаюсь вспомнить кого-то, когда можно назвать положительным героем, но не могу. Не то, что в реальной жизни я бы никого из них даже знать бы не захотела, но — где-то рядом. Реально, для меня эмоциональный фон книги — сплошь серое, мрачное межсезонье: то время, когда кажется, что уже и не будет ничего лучше этой сплошной серой, грязной хмари вокруг. Сюжеты таковы, что хочется вцепиться себе в волосы и бегать по комнате с криками: "Так не бывает!" При этом, для сатиры, на мой взгляд, книга слишком чернушна, а для "чистого" юмора - слишком гротескна.
У меня нет вопросов к языку: сам Довлатов пишет, что срок его ученичества растянулся на четырнадцать лет благодаря тому, что его прозу нигде не печатали. Но - реально - закрывая книгу, я чувствовала себя хуже, тоскливее и безнадежнее, чем, когда начинала чтение, хотя прошло всего несколько часов.
15304