Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
ficusgreen29 сентября 2022 г.Большие надежды и большие разочарования
Как же я люблю викторианские романы, о как же я люблю викторианские романы! Так сильно, что смаковала "Мидлмарч" почти четыре месяца. Тут как с некоторыми людьми - и, вроде, всем хороши, а как красиво говорят! - но остаешься с ними наедине и зубы сводит от усталости.
Здесь у нас классическая история про радужные очки, которые, как известно, бьются стеклами внутрь. Но будучи леди и джентльменами, герои, конечно, не могут ударить в грязь лицом и вынуждены с честью таскать свои осколки, пока те сами не отвалятся (то бишь 7/8 всей книги).
Джордж Элиот щедрой рукой сталкивает всеми талантами одаренную Доротею, жаждущую служить высшей цели и преклоняться пред своим светилом, и престарелого историка Кейсобона, ищущего нежную помощницу всем его делам и отраду уставшей душе. И, само собой, очень скоро воздушные замки обрушиваются героям на головы, оказавшись не такими уж воздушными. Муж совсем не ласков и в служении не нуждается, потому как в науке своей ни на что не годен, жена не так нежна и податлива, как хотелось бы, и - о коварная! - уже не ослеплена его величием. И когда котел этот начинает нагреваться и бурлить, автор приправляет все молодым племянником, Уильямом Ладиславом, чтобы уж точно взорвалось.
На второе блюдо у нас во всех отношениях (разве что, кроме состояния) расчудесный и весьма амбициозный молодой доктор Лидгейт, полный фантазий о том, как всего себя отдаст науке, а избранница только будет чаровать взгляд и создавать погоду в доме; и чудной красоты цветок Розамонда, ищущая в браке применение своим светским умениям и желающая красиво жить и блистать в кругу родовитых родственников мужа. В общем, как понимаете, что-то идет не так.
В обоих случаях автор тычет нас носом в простую истину: если что-то крякает как утка, плавает как утка и выглядит как утка, то это утка, сколько лебедем ее не воображай. Смотреть надо, с кем вступаешь в брак, а лучше прямо говорить через рот о том, чего ты хочешь и ожидаешь от избранника. И в подкрепление - бедняжка Мери: и не красавица, и далеко не богачка, но зарабатывает своим умом, не унывает и сразу же сообщает Фреду (брату Розамонды, побросавшему обучение, проигравшемуся и неприкаянному), мол, не будем мы с тобой плясать под Мендельсона, пока человеком не станешь. И все у них становится хорошо.
Мысль интересная, в какой-то мере поучительная. Еще бы не была она вместе со всем основным повествованием так жирно приправлена всяческими философскими отступлениями, блеклой политической канвой, которая размазана вдоль всей книги как остывшая манная каша, и прямо-таки чудовищно подробными описаниями жизни и мыслей персонажей, до которых никому нет дела и которые раскрываются и забываются в пару глав. Мидлмарч вздрагивает от происходящего, но все это дает лишь круги на воде. Иногда казалось, что автор ну никак не могла добить необходимое количество слов и пускалась прыгать с темы на тему, чтобы каждую из них успеть зацепить.
Книгу дочитывали всей семьей и как дочитали, дружно и облегченно выдохнули. Слава богу, теперь герои свободны и мы вместе с ними.
А все же - каков язык и как же я люблю викторианские романы!
Содержит спойлеры7491