Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    octarinesky2 октября 2013 г.

    Парень очередной раз вылетел из школы и не поехал домой сознаваться, а пару дней перед этим пробродил по городу. Всё.
    Как видите, захватывающего сюжета тут не найти даже самым восторженным читателям. Даже под микроскопом. Нет, конечно, все мы помним Джойса, раздувшего один день в целую Вселенную, но тут явно не тот случай.
    И все-таки что-то в этом есть - у книги миллионы читателей и толпы обожателей, книга считается культовой, меняющей сознание... словом, какой ярлык не прилепи (только, как уже говорилось, осторожнее с реверансами в сторону сюжета) - наверняка попадешь в общественное мнение. Или наоборот, скажи, что тут "ни рожи, ни кожи" и стань миллионным по счету "не таким как все".
    Словом, иметь свое мнение по поводу конкретно этой книжки - это "стильно модно молодежно" и без этого никуда, причем, чем радикальнее, тем лучше.
    Не будь вокруг "Над пропастью во ржи" такого ажиотажа, книжка бы прошла лично для меня, скорее всего, относительно незамеченной.
    Потому что в ней нет ничего плохого, она даже весьма самобытна и может своеобразно скрасить вечер. Но все же - не более.


    Его [Сэлинджера] изображение процесса взросления и потери детских иллюзий в образе главного героя Холдена Колфилда оказало огромное влияние на поколение молодых читателей.


    Врут. Врут. Не дают нам взросления и потери иллюзий, нам показывают скорее статичный кадр, небольшой выхваченный кусок. Позиция Холдена в начале и в конце одинакова, так что мы смотрим не на изменение и взросление человека, мы лишь подробно разглядываем замерший момент, распятое, подобно бабочке, подростковое сознание, которое уже через месяц будет совсем другим.
    Холден - персонаж любопытный, но не пленяющий. Не в том смысле, что это не Ретт Батлер и не мистер Дарси (этого никто и не ждет), а в том, что нет в нем какой-то искры. Сначала ты продираешься через его "до чертиков" нелицеприятный рассказ о школе, и когда тебе начинает казаться, что что-то есть цепляющее в его взгляде на людей и неискренность, только думаешь: "а парень прав", как вдруг пресыщаешься этим. Потому что недоверия и неприязни к людям в нем до черта, и он подает это не в виде тонких замечаний, так что ты вскоре устаешь - все, поголовно все в этой книге сразу кажутся ужасно неприятными. Ну, кроме младшей сестренки и Алли: дети - это одна из самых замечательных составляющих этой книги.
    Ближе к концу и вовсе становится тошно от этой позиции - думаешь: а вдруг?.. Может, и правда все настолько противные, неискренние и вообще? Это же мрак тогда.
    И при этом ничего не происходит. Так что по результатам прочтения я хорошо - очень хорошо - знаю парня по имени Холден, но только особо счастья в жизни мне это не прибавило.
    Дольше всего меня интересовало - почему такое название? Я прямо даже не знала, что подумать, честно. И когда мне, наконец, показали это в тексте - вот тут прямо полегчало. И, верьте или нет, одна из звезд - за это. За саму идею ловца во ржи. За очень, очень хорошо выбранное название.
    Но, увы, помимо этого я так и не увидела в книге какого-то откровения, хотя очень, честно говоря, на него надеялась - я когда-то уже пыталась читать "Над пропастью во ржи", причем, казалось бы, в том самом бунтарском холденколдфилдском возрасте, но тогда дело шло со скрипом, лязгом и скрежетом. Сейчас - лучше.
    Но, увы, не до визга.

    9
    35