Рецензия на книгу
Hamnet
Maggie O'Farrell
Аноним25 сентября 2022 г.DNF Гамлет рождается в муках (и умирает)
Историческая проза на то и историческая, чтобы иметь в повествовании хоть какие-то факты, реальные места, фамилии и людей. Шекспир - лицо неоднозначное, а был ли мальчик - что сам Уилльям, что его сын, якобы послуживший прототипом для иного трагического героя - Гамлета, а еще и принц такой жил задолго до этого (А жил ли?). Сам Шекспир в данной работе не имеет вообще никакой персонификации (лишь что пишет пьесы и гастролирует с театром), а именуется просто: папа, муж, мужчина. Прием нам понятен в случае с мифическим Шекспиром, но таким же образом авторка поступает абсолютно со всеми персонажами.
Стрижка и выгул овец, набор воды из колодца, валяние на сене и мутные диалоги персонажей без имен и характеров о яблоках, овцах, корешках, перчатках и башмаках - это чудесно, поэтому добавим сюда еще магического реализма, проблески идиллического английского захолустья с помесью семейно саги, а затем чуму на оба ваши дома, драму, трагедию. Ух!
Еще одна проблема (помимо превалирующего вымысла в стиле реалистичного фэнтези и общей размытости) - это скачкообразные (и такие же пространные) повествование и тайм-лайн. Вот есть у нас главный герой - Хамнет - сын Шекспира, так историю про него мы бросаем на полуслове и начинаем новую главу, в которой рассказывается о матери и девочке - причем в таких общих чертах, что не ясно - кто они такие и кем приходятся Хамнету, почему они появились сейчас, как это будет двигать сюжет, а еще в какое время это все происходит - в прошлом, настоящем или даже будущем?
Потом нам все-таки спустя десяток страниц называют их имена, а мы уже переключаемся на еще одну девочку и маму, а мама этой новой девочки была девочкой в прошлой главе с другой мамой, которая стала бабушкой - опять же родственные узы мы определить не в состоянии, как и запомнить кто есть кто и что они вообще тут делают, затем все вроде как вырисовывается и мы понимаем, что у Хамнета есть Папа и Мама, Бабушка, Дедушка, Сестра-близнец и Старшая Сестра, потом мы снова про всех забыли и молодой Папа знакомится с молодой Мамой, между тем снова появляются какие-то мальчики и девочки, женщины и мужчины - и твой мозг просто уже не может понять кто, куда и зачем.
Причем: особых описаний нет, а все состоит из скучных абстрактных бытовых диалогов (так могли говорить люди, жившие до нашей эры, в 19 веке, 20, 30 и т.д.), которые не позволяют: ни оценить жизнь того времени, ни выявить с какими проблемами сталкиваются люди, ни что они чувствуют, ни какое место в их жизни занимает религия, а еще искусство, какая есть культура - что принято, есть ли какие традиции, как они проводят свой досуг, вот вообще ничего. Как нет описаний ни одежды, ни местности, ни домов и комнат, ни людей!!! Не то чтобы художественных шекспировских описаний, а вообще толком никаких. Если ты берешься за воссоздание XVI века, это не значит, что разговоры об урожае и соколе у девчонки должны занимать ВСЕ время рассказа среди трех абстрактных домиков; и разбавляться ужимками, когда два героя не могут в ходе своего бессмысленного диалога к чему-то хотя бы наконец прийти!
Я слушал аудио, может еще дам одну попытку, но после 5 глав, а каждая еще минут по 50, мне захотелось забыть об этом псевдо-шедевре навсегда.
12867