Рецензия на книгу
Приют Грез
Эрих Мария Ремарк
Аноним2 октября 2013 г.Эрих Мария Ремарк. Имя известное даже тем, кто никогда не брал в руки художественную прозу. С проста ли? Каждый роман Ремарка в тоже время и гимн, и реквием жизни: жажда жизни извечно держит баланс на потертом канате, натянутом над бездонной пропастью. Романтики поймут.
Поймут все те, чья молодость вспоминается, как бесконечные размышления о жизни, гармония при виде красивых пейзажей, необъятная любовь к родине, эстетическая потребность в противоположенном поле, в самом его существе, в стремлении путешествовать, чтобы увидеть другой мир и другие мысли. Поймут все те, кто увидел жизнь, спустился на землю, но не перестал быть собой.
Ранее творчество Ремарка напоминает скорее подражание и интерпретацию классиков-романтиков Гете и Гюго, нежели зрелого Ремарка-реалиста. «Приют грез» считается одним из первых его романов, которого в последствии он всегда стеснялся. Всегда понятный, сильный слог Ремарка зрелого, наполненный изящной простотой и чувством стиля, в начале своего формирования представлял собой неуклюжий пафос. Однако, выбор стиля такого повествования можно объяснить проблемами, волнующими Ремарка в его ранние годы – они одинаково возвышенны.
Роман, словно зеркало, странница за страницей вырисовывает более четкое отражение мира внутри самого писателя. Красота, чувство дома и женщина – основные ее составляющие. Если красота Ремарка молодого – это самая суть жизни, то для послевоенного Ремарка красота – скорее иллюзия, имеющая мало отношения к действительности. Если женщина молодого Ремарка – это элемент полноценности мужчины, то для позднего Ремарка она мало чем отличается от кальвадоса: иной способ забыться, уйти от реальности, от тоски по дому.
Если сцена секса в романе «Гэм» есть воплощение самой жизни, то в «Триумфальной арке» - способ подавить пустоту и вытянуть хотя бы несколько минут жизни… «взаймы»… И каждый герой позднего Ремарка будет убегать от самого себя в обманчивые объятия любви, всегда осознавая, что конец будет одинаковым: человек никогда не уйдет от себя, даже если он окажется на «Земле обетованной», он всегда будет «Тенью в раю», человек будет тосковать до дому, по собственной сущности, разбившейся о скалы действительности.
Первая жена Ремарка была больна чахоткой, роман с Марлен Дитрих оказался разрушительным, фашистская Германия лишила его дома, жизнь в Швейцарии, миграция в США – довольно острые скалы. Вам ведь знакомы эти истории? Вы ведь знакомы с умершей от чахотки Пат из «Трех товарищей»? Знаете Жоан Маду из «Труимфальной арки»? Вы ведь знаете истории, как беженцы через «Ночь в Лиссабоне», оказывались на «Земле обетованной» и все время чувствовали себя «Тенями в раю», видя свое спасение только в «Возращении» домой? Знаете эти истории человеческих предательств и настоящей дружбы из «Возлюби ближнего своего»? Знаете про «Западный фронт без перемен». Вы знаете все эти истории.
Если вы знакомы с творчеством Эриха Марии Ремарка, вы знаете про этот канат, потертый войной, разочарованиями и натянутый над бесконечной пропастью одиночества, свалившись в которую, человек без ударов и выстрелов, растворится в самой этой пропасти, когда иссякнет время. Однако вы знаете и про какую-то «Искру жизни» - силу, заставляющую человека дышать, держать равновесие. Это вовсе не любовь, а некий «Приют грез» - исток всей этой истории великого писателя, затянувшейся на всю жизнь.
- Я люблю все: природу, людей, деревья, облака, страдания, смерть. Одним словом - жизнь! Я – оптимист и экстремист любви.
- У вас было мало разочарований…
- Очень много!
- И тем не менее?
- И тем не менее!
- Странно.. (с) Приют грезКажется, мы говорили о романтиках-реалистах? (в этих двух словах нет противоречия, напротив, это высшая форма гармонии)
640