Рецензия на книгу
The Sunken Land Begins to Rise Again
М. Джон Харрисон
Аноним23 сентября 2022 г.Картины другого зыбкого мира
Фэнтези, магический реализм, научная фантастика или даже мистика — «Затонувшую землю» можно отнести к любому из этих жанров, или ко всем сразу, или ни к одному, настолько она расплывчатая и размытая. Пожалуй, «размытый жанр», если бы такой существовал, был бы для этой книги наиболее подходящим. В ней так много влаги, что, кажется, сам текст пахнет отсыревшей штукатуркой. Если не река, то море, если не море, то дождь, если не дождь, так хоть туман —вода просочилась в каждую складку повествования, и, вероятно, именно этим объясняется его зыбкость. Как будто видишь сон. Или смотришь на пейзаж сквозь залитое дождём стекло.
Если бы это была традиционная фантастика — ну или фэнтези, если бы автором был не М. Джон Харрисон (М. Джон Харрисон — писатель очень на своей волне), сюжет представлялся бы довольно простым: герои столкнулись с необычным, взялись это необычное исследовать и в конце концов до чего-нибудь бы доисследовались, попутно достигнув определённости в отношениях друг с другом.
Но это фантастика, тихо сливающаяся из привычных жанровых рамок и текущая свои путём. Поэтому то загадочное, таинственное, возмутительно выбивающееся из нормальной реальности, что появляется в поле зрения главных героев, едва ли удостаивается их внимания. Они слишком заняты для чудес, причём даже не собственной жизнью, а размышлениями о ней. И если Виктория в свои сорок ещё сохранила какую-то отзывчивость и интерес к миру и людям рядом, то пятидесятилетнего Шоу от них словно отделяет невидимый барьер. Он вроде и живёт, но как-то неуверенно, больше позволяя жизни протекать мимо и собираясь в ней поучаствовать когда-нибудь... потом.
В самом Шоу тоже нет ничего определённого. Его дементная мать всякий раз называет его разными именами, работает Шоу «где-то в айти», покупает айфон и макбук, после чего знакомая Шоу радостно объявляет, что теперь он сможет работать откуда угодно. Читатель так и не узнает, кем же работает Шоу в своём айти, звонит он или переписывается хоть с кем-нибудь на своём смартфоне.
Упоминание гаджетов не позволяет забыть, что действие происходит в наши дни, но ощущение такое, что герои постоянно проваливаются в прошлое. Не в буквальном смысле, но их вечно заносит в подъезды, районы и городки, где время будто остановилось где-то в середине прошлого века и дальше так и не пошло. Затхлость, обветшалость, въевшаяся за годы грязь, горы скопившегося мусора создают атмосферу жуткую и завораживающую одновременно. Читать об этом было порой отвратительно, но в убедительности автору отказать нельзя — как и в умении нарисовать за всей этой дрянью перспективу существования другого мира.
221,7K