Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Путешествие внутри себя

София Агачер

  • Аватар пользователя
    maribubnova7521 сентября 2022 г.

    Отзыв на книгу С.Агачер «Путешествие внутри себя»

    «Память – дело непростое, время в ней сжимается, и детали могут перепутаться. Она режет время на дольки: сладкие, кислые, горькие… Время, время, время… Песок сквозь пальцы. Но иногда в этом песке попадаются крупицы счастья, и тогда они оседают в воспоминаниях. Память против времени: кто сильней? Путешествия в прошлое всегда даются непросто – так и кажется, что тогда всё было роднее и ярче, а теперь мрачнее и холоднее. Деревья выросли, а люди перестали улыбаться. Конечно, это иллюзии, ведь рядом в это же время, параллельно существует чьё-то счастливое детство, влюблённая юность со своими обнимашками и подъездами, со смешными бабушками и мудрыми дядями Рафаилами… с весёлыми подружками и мамой, жарящей драники…»
    Мне больше всего понравились эти строчки в светлой, доброй книге Софии Агачер «Путешествие внутри себя». В ней пронизана красной нитью любовь к Родине – Белоруссии, а также к другим городам, где София побывала в связи с поиском своих корней: Москве, Санкт-Петербургу, Риге, Таллину, Копенгагену и Лондону. Так получилось путешествие внутри себя – к своим корням и предкам. Это оказалось сложным, но увлекательным поиском, и я как читатель сопереживала Софии в ее поиске, а то и мысленно спорила с ней и вставляла свои замечания в её меткие описания мест, куда она приезжала. Так, когда София описывала Москву, что она давно перестала быть русской, я вспомнила, как с мужем сидела в одном московском кафе напротив Кремля, и нас угостили вкуснейшей рыбной солянкой с пирогами и старинным русским напитком – сбитнем. Это было так незабываемо! Но я возвращаюсь к вкусным, сочным страницам Софии о родной Белоруссии:
    «Память, завязав узелок, напомнила мне воскресное утро, когда мы с бабушкой и корзинкой, покрытой цветастым рушником, идём на рынок… Какими живописными выглядели мясные ряды с молочными поросятами, которых потом запекали в русской печи, начинив гречневой кашей и блинами!.. Не забудутся те кадушки с грибами из детства: рыжиками, волнушками, груздями…»
    София поняла, что надо встречаться со старыми людьми, помнящими ещё тот Гомель, с его смехом, шутками, и по совету старого дяди Рафы поехала в ближайший городок староверов – Ветку, где находится музей старых рушников. «Это действительно ветка той старой патриархальной Москвы, существовавшей еще до великого раскола. Реформа патриарха Никона … расколола народ, культуру, государственность и духовность земли Русской. Одни приняли чуждую культуру правящей элиты, стремящейся в Европу, другие ушли в глухие места, тайные монастыри, скиты и молельни, сохранив традицию прежней духовной культуры и государственности. В 1685 году двенадцать богатейших староверческих родов Московской Руси основали на острове Ветка … город, ставший центром всего русского старообрядчества». В музее бережно хранятся пузатые медные самовары, которые стоили очень дорого и свидетельствовали о состоятельности семьи. Их «включали в приданое и передавали из поколения в поколение как одну из величайших ценностей, ведь внутри самовара жила душа рода и дома, объединявшая за чаепитием и беседой всю семью».
    В другом зале, зале рушников «Марфа Ефграфьевна сидела за кроснами и ловко перебирала нити, прикрыв глаза, тихо напевая песню и притопывая в ритм правой ногой». Она заметила грусть в глазах Софии и посоветовала ей поехать к старшей в своей семье и задать те вопросы, какие волнуют, и если она не ответит на них, то даст рушник или пояс, что поведёт в дорогу. Ведь «рушник – это дорога или река, рух, путь рода, или человека, или войска, или народа, и читать его, толковать или создавать может только ткачиха-ведунья или пряха».
    Так София оказалась в Орше у папиной, старшей сестры, которой было 95 лет. Она рассказала, что «рушников в нашем роду женщины не ткали… 90 лет пояса плету… Мы живём и говорим сердцем, а любовь свою передаём через руки: то ли обед готовим, то ли рубаху мужу стираем, то ли детей купаем. Если с любовью это делаем, то и в семье всё хорошо ладится, а если со злобой, то беда одна будет… Вот держи, племянница, прощальный тебе подарок от меня – охранный гадючий пояс. Сбережёт он от худого и приведёт туда, куда сама захочешь…»
    Попрощавшись со старенькой тётей навсегда, София решила проветриться в Питере. Хочется привести здесь её чуткое описание природы и души города: «Питерская погода, как красивая женщина, переменчива и ветрена. Только из серого насупленного неба сыпанёт колючая крупка, мороз чуть приласкает землю ледяными объятиями – и тут же дохнёт ветер, разорвёт занавес облаков и выглянет заспанное солнышко… Как похожа погода Санкт-Петербурга, Риги, Копенгагена, Бостона, Чикаго – городов, разбросанных на берегах огромных озёр, заливов или морей, где за одни сутки можно ощутить все четыре времени года!» «Как же я истосковалась по тебе, мой любимый Ленинград, по твоим просторам и по этому ощущению лёгкости! Я стояла у берегов Невы, ветер бередил мои воображаемые, разодранные годами крылья, а глаза пожирали невозможно прекрасную панораму города. Тёплое блаженство разливалось по телу… Ура, я снова могу летать, спасибо тебе, Ленинград!»
    В Риге, которая напоминала «маленькую, пухленькую, очень чистенькую, уютную средневековую бюргершу», София неожиданно нашла продолжение своего поиска. Она увидела у прилавков ремесленников пряху, которая ткала пояс из шерстяной красной и белой нитей. Пряха подсказала поехать в музей древних поясов ливов. А там София с хранительницей музея обнаружили интересную деталь: орнамент рушников старообрядцев из Ветки во многом схож с узорами поясов ливов! Хранительница в свою очередь направила Софию к другу, который имеет в Таллине антикварный магазин и собирает тканые пояса и рушники. А тот, рассказав про амулеты и боевые корабли викингов, которые шли из Днепра мимо … родных земель папы и тёти Софии, направил её … в Копенгаген, к другу-датчанину, чтобы узнать о своих предках.
    Датчанин рассказал Софии, что строит драккары – боевые корабли викингов. В связи с этим я вспомнила датчанина из известной дворянской семьи, который приезжал к редактору моей книги, Немцову Ю.Л. в Нижний Новгород. Он посмотрел знаменитый фильм Немцова «Сделай себе ботник» и загорелся желанием сделать ботник в Нижнем Новгороде у мастера, чтобы проплыть из Дании по реке Волге до Астрахани и повторить путь варягов из летописи Нестора. И он действительно проплыл на ботнике всю реку! Ему аплодировали наши русские болельщики!
    Вернусь к прерванной книге. София узнала, что мама этого датчанина более 60 лет искала человека, на плече которого была татуировка с таким же рисунком, как на поясе Софии. Оказалось, что она родом из Франции, её семья в 1942 году выкупила одного полумертвого русского подростка-рабочего за четыре ящика вина собственного приготовления и выходила его. Он подружился с дочерью винодельца, и они после окончания войны хотели пожениться. Но его арестовали и отправили в пересыльный лагерь для депортации. Оттуда ему помогли добраться до Минска. Он закончил медицинский институт, где встретился с мамой Софии и создал семью. Так закончился чудесным образом поиск Софии о своих предках. Меня очень поразила эта история доброты французской семьи!
    София на протяжении всей книги ласково, ненавязчиво плетет, как пояс, главную мысль о том, как важно хранить традиции своего места, предков, тем самым сохраняя душу рода и Родины, и уважать, быть доброжелательным к другим народам, которые своими традициями и душами частично переплетаются с нашей традицией. Таким образом, мы все сливаемся в единое целое – прекрасную Землю, которая еще не потеряла любви и доброты. О сохранении этой любви и доброжелательности в нашем тревожном мире и заставляет нас задуматься эта глубокая по смыслу книга, которую мне пришлось несколько раз перечитать, чтобы понять её. Спасибо, дорогая София, за то, что Вы доставили мне большое удовольствие от чтения хорошей книги!

    2
    42