Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Историк

Элизабет Костова

  • Аватар пользователя
    Aleni1119 сентября 2022 г.

    Признаюсь честно, этот «шедевр, которому критики прочили судьбу «Кода да Винчи»…, как заявлено на обложке, я еле дочитала. Для меня он оказался довольно скучным, катастрофически затянутым, с кучей нелогичностей.
    Повествование буквально утопает в огромном количестве налитой воды, в то время как собственно событий, двигающих сюжет, происходит крайне мало. Зато писательница щедро одаривает читателей множеством этнографических деталей каждого места, которое довелось посетить ее героине (а путешествовала юная барышня практически все время действия). Не то чтобы мне совсем не нравились подобные экскурсы, обычно я очень даже приветствую такую емкую, зрелищную, атмосферную повседневность. Но в данном контексте, когда вместо того, чтобы раскрывать задуманную интригу, читателю скрупулезно описывают любую, даже самую незначительную мелочь, интерес очень быстро уступает место раздражению.



    Чтобы успокоить нервы, я насыпал в чай немного сахару из стоявшей на столе мисочки, и помешал его ложечкой.

    Прелесть, правда? Невероятно ценная для сюжета информация… И такие мисочки-ложечки здесь на каждом шагу, в то время как сведений о центральном фигуранте романа крайне мало. Я говорю о Владе Цепеше, реальном историческом персонаже с интереснейшей, неоднозначной биографией, из которой здесь, к сожалению, присутствуют только разрозненные факты, необходимые для скрепы сюжетных ходов: что в детстве был в османском плену, что отличался необыкновенной жестокостью, почему получил прозвище «Дракула», ну и еще кое-что по мелочи, намеки и спорные предположения.
    История не может похвастать даже «свежим взглядом на тему Дракулы», как где-то читала. Какой там свежий взгляд, когда под тонким слоем оригинальности торчат уши романа Стокера. Мало того, что персонажи постоянно обращаются к этой книге, хотя она здесь вроде бы сразу позиционируется, как обычная развлекательная фантазия, не заслуживающая серьезного изучения. Так еще и по сюжету прослеживаются явные аналогии: здесь есть свой Ван Хельсинг (ученый, серьезно занимающийся загадкой Дракулы и вступивший с ним в единоборство), есть Люси (троекратно укушенный библиотекарь, которого не смогли уберечь от вампира, несмотря на все усилия), есть Мина (оскверненная укусом, почти обращенная, спасшаяся в последний момент героиня). Да, все эти персонажи переработаны, помещены в другие локации, но суть от этого не меняется: часть сюжетных линий – калька с Брэма Стокера.
    Ко всему прочему у писательницы явно какие-то большие проблемы с социализмом. В этом плане негатив так и хлещет через край: все серое, все мрачное, убогое, кровавое и тоталитарное. Я не буду утверждать, что в странах социалистического блока процветала свобода, а люди жили как в раю, но картины, нарисованные Элизабет Костовой, больше похожи на сценарии малобюджетных голливудских фильмов про злых коммунистов, чем на серьезную писательскую работу. Тут одна идея о том, что коммунистические верхи хотят поймать Дракулу, чтобы с его помощью получить вечную жизнь, чего стоит. А упоминание некоторых сталинских зверств и вовсе вызывает феерический фейспалм:



    Генерала схватили среди ночи на собственной квартире и на несколько дней, пока он не умер, повесили вниз головой на многолюдном московском вокзале. Пассажиры не могли не видеть его, но никто не смел бросить лишний взгляд на казнимого.

    После рассекречивания архивов, конечно, много неприглядных фактов про советские времена вскрылось, но до такого бреда, мне кажется, не додумались даже самые ярые анти-сталинисты. И это если не упоминать о том, что роман с подобным сюжетом вполне мог обойтись минимумом политики, тем более в такой спорной подаче, или даже вовсе без нее.
    Впрочем, если говорить собственно о замысле, то его основа, костяк выглядит достаточно увлекательно. Другое дело, что почти лишенное динамики развитие этой истории, перегруженность ее ненужными, а часто и откровенно идиотичными деталями, губят это дело на корню. Есть отдельные места, где вроде бы обстановка начинает накаляться, появляется какой-то драйв, но в результате мы опять получаем несколько страниц описаний очередного живописного местечка, который почтили своим присутствием персонажи. Справедливости ради скажу, что ближе к финалу ситуация с динамикой и остросюжетностью чуть улучшилась, появились действительно яркие сцены, прорезалась наконец-то мистика, но все это не в том объеме и качестве, чтобы компенсировать 500+ страниц откровенной скуки.
    К тому же в сюжете сильно хромает логика, что тоже не идет на пользу произведению. Зачем, спрашивается, Дракуле нужно было затевать всю эту игру с подброшенными книгами, когда просто можно было забрать нужного ему человека (что он в результате и сделал)? Линия с женой главного героя (ее происхождение, имитация смерти, спасение) и вовсе притянута за уши. А случайные встречи в многолюдном городе с единственным человеком, которые может помочь в продолжении поисков? Весьма неправдоподобно… Про перепутанные даты даже говорить не буду, на это уже многие жаловались. Если добавить сюда совершенно скомканный, хоть и остросюжетный финал, то в общем-то становится понятно, что книге до шедевра далековато.
    В общем не отрицательная оценка только за легкость слога и множество живописных, очень атмосферных описаний разных стран, городов, мест и местечек, а также повседневности живущих здесь людей. Хоть и не очень они тут были к месту, но зато удались на славу.

    57
    1K