Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La part de l'autre

Éric-Emmanuel Schmitt

  • Аватар пользователя
    Аноним18 сентября 2022 г.

    Основная мысль, которую автор пытается донести до читателя, заключается в том, что проводником зла может быть любой человек, абсолютно любой человек сегодня или завтра может оказаться на месте Гитлера. Это ни в коем случае не означает, что он оправдывает Гитлера, конечно же нет. Он считает его преступником и негодяем, ответственным за все преступления против человечества, совершенные по его воле и с его позволения. Автор всего лишь пытается показать, что в самой фигуре Гитлера изначально не было заложено ничего демонического. Он был в меру посредственный, в меру порочный, у него были определенные, как сказали бы сейчас, детские психологические травмы, но во всем этом он не был чем-то исключительным. А значит, люди не должны терять бдительность, то, что один раз сотворил самый обычный человек может повторить другой самый обычный человек.

    Для того, чтобы показать «обыкновенность» Гитлера, автор придумал ему альтернативную судьбу, взяв за отправную точку поступление в академию художеств. В нашей реальности Гитлера посчитали бездарным и не приняли. Но предположим, что Гитлер выдержал испытание. Могло бы это изменить ход истории?

    Берясь за книгу, я была уверена, что это будет альтернативная биография Адольфа Гитлера. Но все оказалось куда интереснее. Здесь две биографии, одна реальная, другая вымышленная и преподносятся они параллельно. В точке разветвления герои еще настолько идентичны, что могли бы возникнуть проблемы с пониманием, про кого в данном случае идет речь. Но тут автор приходит читателю на помощь, реального Гитлера он на протяжении всей книги называет Гитлером, альтернативного или Адольфом или Адольфом Г.

    Поступив в академию художеств Адольф Г. нашел друзей единомышленников, с кем он может говорить о творчестве. У него появилась определенная цель – совершенствоваться в технике рисования и найти свой собственный стиль. Первую мировую войну он воспринял как досадную помеху, она уносит жизни его друзей, она не дает ему заниматься любимым делом. Эмоциональное потрясение от всего происходящего привело к тому, что Адольф Г. наконец то смог раскрыться как художник, до этого его работы были безупречны с точки зрения техники, но в них не было души.

    Для Гитлера Первая мировая война тоже стала судьбоносным моментом. Абсолютно неприкаянный и никому не нужный, он воспылал любовью к Германии, в ее величии он видел свое величие, в ее победах – свои победы. Поражение в войне стало для него страшным ударом и привело к определенным психологическим проблемам из которых он вышел человеком, одержимым ненавистью, которая вдохновляла его и придавала ему силы. Но самое главное, он умел заразить этой ненавистью окружающих, превращаясь в прекрасного оратора, когда надо было выплеснуть свою злобу. В юности Гитлер не был антисемитом, скорее даже наоборот, он не любил антисемитов. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что Адольф Г. женился на еврейке. Человеку свойственно приписывать себе все достижения, если же что-то идет не так, обязательно находятся виновные в этом внешние силы. Для Гитлера такой внешней силой, виновной в поражении Германии, стали евреи и коммунисты.

    Шмитт относит Гитлера к тому виду чудовищ, которых он называет «негодяи-альтруисты». Они действуют не ради себя, а ради какой-то великой цели, сметая на пути этой цели всё и всех.
    "Негодяи-альтруисты творят куда больше зла, ибо ничто их не остановит – ни удовольствие, ни насыщение, ни деньги, ни слава. Почему? Потому что негодяи-альтруисты не думают о себе, они выходят за рамки личного злодейства и достигают больших карьерных высот на публичном поприще. Муссолини, Франко, Сталин чувствуют себя облеченными миссией, они действуют – в своих глазах – лишь для общего блага, они убеждены, что хорошо поступают, упраздняя свободы, бросая в тюрьмы своих противников и даже расстреливая их. Они не видят чужой доли. Они вытирают окровавленные руки лоскутом своего идеала, устремив взгляд к горизонту будущего, они не способны разглядеть людей по отдельности, они обещают своим подданным лучшие времена, заставляя их жить в худшие. И ничто, ничто и никогда, не встанет на их пути. Ибо они заведомо правы. Они знают. Не их идеи убивают, но их отношения со своими идеями: уверенность.
    Уверенный человек – это человек вооруженный. Уверенный человек, которому перечат, становится убийцей. Он убивает сомнение. Его убежденность дает ему силу отрицать без споров и сожалений. Он мыслит из огнемета. Утверждает из пушки.
    Так что самая злостная пагуба не имеет никакого отношения к уму или глупости. Идиот, который сомневается, не так опасен, как дурак, который знает. Ошибаются все, как гении, так и люди недалекого ума, и опасна не ошибка, но фанатизм того, кто думает, что не ошибается. Негодяи-альтруисты, вооруженные доктриной, системой объяснений или верой в себя, могут очень далеко завести человечество в своей одержимости чистотой. Кто хочет сотворить ангела, сотворит зверя. Я боюсь, Адольф, я боюсь, ибо это не кончено, я боюсь того, что они могут натворить сегодня с помощью новых вооружений и технологий. Я боюсь глобальных, необратимых катастроф, кровавой бойни, руин…"

    27
    527