Рецензия на книгу
Прыжок в длину
Ольга Славникова
Аноним18 сентября 2022 г.Вкус меда
Бывает, что на книгу, пусть даже восхитившую тебя, очень трудно писать отзыв – не потому, что мысли и эмоции не облекаются в слова, а по причине иллюзорного и порочного по сути убеждения, будто бы отзыв должен быть конгениален книге или хотя бы стремиться к этому – стилистически или содержательно, – а иначе нечего и соваться со свиным рылом в калашный ряд. Убеждение вредное, повторюсь, поэтому я все-таки попробую высказаться.
У Ольги Славниковой я прочитала вообще всё, до чего смогла дотянуться, – притом что не могу похвастаться таким даже с самыми любимыми авторами: обязательно найдется что-нибудь, чего я не осилю. Одна из причин столь жадного интереса – язык ее текстов, такой гипнотически прекрасный, что возникает ощущение, будто это какой-то особенный вариант русского, вот как был, например, язык 18 века с очень характерной лексикой и синтаксисом. Понимать такой язык еще можно, а вот изъясняться самому – и пробовать нечего. Вторая причина – совершенно особая авторская оптика: не просто умение подмечать детали, но способность поворачивать мир обыденных, незаметных вещей его метафизической изнанкой. Оба этих фактора превращают описание окна или качелей в законченное творение, и хочется замирать на каждой строчке с мыслью «Ах!..» или другим каким междометием. Сюжетные перипетии могут по этой причине ускользать из виду, хотя само ощущение истории, перетекания персонажей и событий все ж таки сохраняется. Тем интересней мне было прочитать «Прыжок в длину», отзывы на который обещали почти что остросюжетность.
Роман не разочаровал ни стилистически (от некоторых сравнений просто дыхание перехватывало), ни содержательно. Отдельное удовольствие мне, как любителю дефектологии, доставило глубокое погружение в жизнь инвалида, со всеми психологическими тонкостями и прочей матчастью, которая трудно достается авторам, а читателями воспринимается лишь как приятная приправа к сюжету. Небольшим минусом стали вкрапления мистики в сугубо реалистичный сюжет, но я вообще не поклонница мистического в литературе, так что полбалла сняла не за это, а за финал.
Трудно сформулировать, чего именно я ждала от финала. Меня привела в полный восторг сюжетная линия со съемками фильма. Эта идея казалась мне заряженной невероятным потенциалом; я предполагала, что злосчастный прыжок, будучи реконструирован, развернет всю историю какой-то новой, сияющей гранью. Но то, что произошло, не вызвало ничего, кроме ощущения «не верю». Это слишком картинно, как-то даже по-голливудски, хотя все предыдущие события (включая мистику), были выписаны с достоверностью художника-гиперреалиста.
Тем не менее, хотя эта ложка дегтя и была горькой, она никак не повлияла на вкус всего предыдущего текста. Я буду с удовольствием вспоминать и перечитывать его до момента прыжка, а там – кто знает – может, и прыжок повернется ко мне другой стороной, и я сумею в полной мере оценить авторский замысел.
10695