Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним27 сентября 2013 г.Девушки, записывайте свои сны.
Неисповедимы пути Литературы. Творение 19-летней девушки превзойдет по известности среди широких масс работы ее более именитого мужа. История, созданная в рамках дружеского междусобойчика, впоследствии определит развитие целого жанра. Как странно думать, что если бы в ту ночь Мэри Шелли страдала бессонницей или играла в шахматы с мужем, то ей не привиделся бы персонаж, послуживший ключом для создания "Франкенштейна". И, как следствие, мы не знали бы сейчас целый литературный пласт, составленный из работ и имен многих титанов научной фантастики. Поэтому повторяю: девушки, записывайте свои сны, и кто знает...
Как всякий пращур, "Франкенштейн" мало походит на своих "эволюционировавших" потомков. Недальновидный читатель только фыркнет и предоставит список из недочетов, который ну никак не должны присутствовать в научно-фантастическом романе. Но homo тоже не сразу стал sapiens – да до сих пор не стал, скоропалительно присвоив себе это имя. Здесь внимание, конечно, должно быть сосредоточено на иных вещах, нежели технология создания монстра, развитие существа и т. п. Поле для мыслительной деятельности "Франкенштейн" предоставляет обширнейшее.
Отцы и дети, демиург и творение. Вопросы, из века в век остающиеся без ответа. "Почему ты создал меня таким? Почему именно я должен страдать? Почему именно я лишен счастья?"
Стремление быть "как все". Действительно ли те, другие причиняют тебе боль и страдания, или же ты сам мучаешь себя в бесплодных попытках стать таким же, как они? Зачем быть похожим на большинство, может быть, у тебя есть свой путь? Ведь был же счастлив монстр до встречи с человеком, до того, как узнал, как это может быть! До того, как сравнил, и пришел к выводу, что вот он, верный путь.
Неужели счастье... в неведении? А идеальное мироустройство – слепцы или рассеянные по всему свету отшельники, оборвавшие все связи друг с другом. Всякий новоприбывший в общество должен сразу увидеть надпись: "Оставь надежду, всяк сюда входящий".
Человек боится всего неизвестного и, следовательно, неподконтрольного. Он либо бежит от этого, либо уничтожает. Литература знает множество красивых, воодушевляющих слов о сочувствии и сострадании. Можно даже отыскать в реальной жизни подлинные примеры чуда любви. Но – это единицы, соломинки в бушующем море ужаса. Чаще всего люди умножают боль друг друга вместо того, чтобы разделить и тем самым облегчить ее тяжесть. Но страх за самое себя побеждает. Страх обращает в ничтожество самый могучий разум. Страх снова и снова оказывается сильнее любви.2361