Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним26 сентября 2013 г.

    Решила запечатлеть здесь некоторые выводы, к которым мы пришли на немногочисленных практических занятиях, посвященных роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (нежно мной любимому). Кроме того, эти материалы могут очень пригодиться последующим поколениям филфакеров, а также тем, кто не любит читать критическую литературу.

    Иван Карамазов. Каждый роман Достоевского центром имеет идеолога и в данном случае таковым является Иван. Иван — породитель идеи (идеи вседозволенности), чистый теоретик, неспособный к прямым действиям. Но там, где есть теоретик, всегда появляется практик, Идея никогда не остаётся без воплощения.
    Идеолог всегда расколот. Так, у Ивана в романе два "двойника": Смердяков (воплотитель теорий идеолога в жизнь) и Черт. Именно благодаря этим персонажам мы понимаем, как относится автор к носителю идеи: Смердяков и Черт — это способ выражения отношения автора к Ивану. Носитель греховной идеи всегда раздвоен.
    "Жизнь надо полюбить больше, чем смысл её", говорит Ивану Алёша (воплощение совести в романе). Это ключевая фраза, суть которой заключается в том, что нельзя ставить "разум" (поиск смысла жизни) выше "сердца" (вера в Бога). Иван изначально встал на неправильный путь, который привел его к раздвоению, наказанию. Он не удержал в себе Бога, так как тренировал лишь сознание (см. детство и юность). Ум сердца — это единственно правильное для человека существование (данный тезис характерен для всех романов Достоевского).

    Дмитрий Карамазов — человек с низкими инстинктами и высокими порывами, он находится в идеале Содома, но мечтает об идеале Мадонны: "широк человек, я бы сузил!". Диапазон его эмоциональных и этических проявлений превышает норму, у Дмитрия нет полумер, он страстен и искренен. Бог — высший идеал Дмитрия, а потому идея вседозволенности чужда ему, он осознает, что не имеет права лишать человека жизни. В пользу невиновности Дмитрия говорят и слова Грушеньки: "Как он теперь сказал, тому и верьте! Знаю его: сболтнуть что сболтнет, али для смеху, али с упрямства, но если против совести, то никогда не обманет. Прямо правду скажет, тому верьте!"
    Сон о Дитё — перелом сознания Дмитрия Карамазова. Для Ивана слёзы одного ребёнка являются фактом существования ничем не оправданного зла, заставляющего отвергнуть будущую и настоящую гармонию, это свидетельство несправедливости Бога, следовательно, Иван отвергает гармонию. Это рациональная форма объяснения.
    У Достоевского форма сна, а значит, бессознательного, иррационального обладает максимальной объективностью. Перед Дмитрием открылся символический образ страдания и Дмитрий хочет пострадать за всех, выстрадать. Различие между позициями Дмитрия и Ивана в том, что Дмитрий имеет непреодолимый внутренний порыв к искуплению через страдание (путь Христа). После сна-переворота Дмитрий на разумные доводы отвечает сердечными порывами, отсюда нелогичность и неумение защитить себя. Кстати, желание быть виноватым за всех тоже можно расценить как желание стать Богом. Дмитрий считает приговор справедливым, так как всё-таки думал об убийстве, а этого достаточно для греха, который необходимо искупить.

    Легенда о Великом инквизиторе. Розанов В.В. считает, что "ЛВИ" представляет собой самостоятельный текст, но на самом деле этот текст "вмонтирован" как идеологический центр в общую концепцию романа.
    Великий инквизитор (далее ВИ) упрекает Христа в том, что он, Христос, дал людям свободу нравственного выбора (выбор между добром и злом). ВИ (прообраз Антихриста) очень стар, через вековой опыт он сделал для вывод, что человек без свободы нравственного выбора был всегда счастлив. ВИ считает, что человеку не нужна эта свобода, с ней он не будет счастлив, для Человека данный выбор представляет собой непосильную задачу. Зло лукаво и потому этот выбор могут совершить только сильные люди, чего, как считает ВИ, не может быть, ведь человек, в его глазах, слаб.
    Христос наделил человека свободой выбора между Ним и Дьяволом. Но ВИ предлагает другую идеологию: чудо, тайну, авторитет, — которая основывается на опыте разных поколений.
    Концепция чуда: само по себе имеет значение факта Бога, вера не может быть связана ни с каким фактом, вера всегда априорна. А по ВИ, вера должна подтверждаться фактами. Иван называет ум "евклидовым" (3 пространства) и не предполагает, что мир гораздо сложнее.
    Концепция тайны: данная концепция связана с сокрытой истиной. Быть носителем тайны — непомерный груз, так как тайна не поддается методу познания, она касается ничем не измеримой вечности бытия. Человек пытается ответить на вопросы, ответов на которые нет изначально, и это является трагедией.
    Для Христа счастливый человек — человек свободный. Для ВИ — ничем не загруженный.
    Однако, у Христа и ВИ есть общая черта. ВИ — абсолютное зло, но он сознательно страдает за ВСЁ человечество — это зеркальное отражение страданий Христа. Не хлебом единым — так читают ВИ и Христос.
    Концепция авторитета: эта концепция заключается в выражении отказа от свободы, в слепом следовании за сильным лидером, страх перед ним народа. Где авторитет, там насилие над человеком. Обратите внимание, как реагирует толпа на первое появление ВИ, и как — на появление Христа.

    ВИ понимает, что он неправ: "поцелуй горит", он вздрагивает, молчание Христа для него в тяжесть — оно возбуждает в нём сомнение, требуя факта (чуда). Христос верит в любовь, ВИ — в идею вседозволенности. В глазах Христа ВИ ошибается, его понимание счастья человека несостоятельно. Молчание Христа оказывается сильнее многословия ВИ. Христос целует ВИ в знак любви, сострадания к нему и его ошибочным рассуждениям. ВИ — самый несчастный из людей, он не понял истины: факт может не сработать. Опора должна быть на веру (любовь), а не на факт.
    Именно в этом и заключается смысл в осложнении романа вставной новеллой. Все приняли факты в речи прокурора, хотя Митя был невиновен. Люди засудили невиновного на основании строгой системы неоспоримых фактов.

    Я написала только то, что мне показалось наиболее интересным и важным. Буду очень рада альтернативным точкам зрения на обозначенные проблемы, а также, дополнениям, поправкам и конструктивной критике. :)

    6
    36