Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
bezrukovt12 сентября 2022 г.Повесть о ненастоящем человеке
Кадзуо Исигуро не самый плодовитый автор: «Клара и Солнце» всего лишь восьмой его роман за 40 лет писательской карьеры. Тем выше читательские ожидания от каждой новой книги, тем более что предыдущие семь принесли ему всемирное признание.
В лекции, прочитанной в конце 2017 года по случаю получения Нобелевской премии по литературе, Исигуро рассказывал о том, что его беспокоит: «Новые генетические технологии, такие, как методика редактирования геномов CRISPR, а также достижения в области искусственного интеллекта и робототехники принесут нам потрясающие, жизненно важные преимущества, но могут также создать дикие меритократии, которые напоминают апартеид, и массовую безработицу, в том числе среди профессиональной элиты». К этому моменту «Клара и Солнце» была готова уже примерно на треть, так что автор не просто делился со слушателями своим беспокойством о будущем – фактически он раскрыл перед ними замысел и идейное наполнение будущего романа.
Условное недалёкое будущее, вполне близкое и понятное: мы не видим ни межпланетных путешествий, ни телепортации, ни других потрясающих воображение чудес, каких можно было бы ожидать от научной фантастики (впрочем, относить «Клару и Солнце» к жанровой литературе вообще и к научной фантастике в частности было бы большим заблуждением, но об этом чуть позже).
Собственно фантастического в романе не так уж и много: автор рассказывает о вещах, в действительности пока не существующих, но вполне мыслимых в ближайшей перспективе.
Человечество существенно продвинулось по пути создания искусственного интеллекта. Его повсеместное внедрение преобразовало рынок труда: массовая безработица затронула все сферы экономики. Те, кто ещё не потерял работу, держатся за неё изо всех сил.
Хоть как-то конкурировать с искусственным интеллектом могут лишь «форсированные люди» - дети, подвергшиеся генному редактированию; взрослые к этим манипуляциям невосприимчивы. Форсирование, однако, чревато побочными последствиями, вплоть до летальных, и процент неудачных операций довольно велик. Кроме того, форсированные подростки понемногу утрачивают навыки простого человеческого общения: их индивидуально готовят к поступлению в вузы с помощью онлайн-занятий, а со сверстниками они встречаются лишь на специально устраиваемых вечеринках – «днях социализации».
Скрасить одиночество форсированных подростков призваны искусственные друзья и подруги (или попросту ИД и ИП) – андроиды, наделённые искусственным интеллектом , настолько развитым, что они способы не только распознавать, но и испытывать вполне человеческие эмоции.
Повествование ведётся от лица Клары – одной из таких ИП, выставленной в витрине магазина и ожидающей, пока её кто-нибудь купит. В конце концов Клару выбирает тринадцатилетняя девочка Джози, живущая вместе с мамой в загородном доме и изредка приезжающая в город для того, чтобы попозировать некоему художнику, пишущему её портрет по заказу матери. Позднее, когда Клару привозят к Джози домой, выясняется, что девочка прошла процедуру форсирования, и именно сейчас решается, справится ли её организм с последствиями. Мать Джози находится в постоянной тревоге тем более, что ранее она уже потеряла одного ребёнка: старшая сестра Джози в результате форсирования погибла несколькими годами ранее.
У Джози есть друг детства Рик, живущий по соседству. На самом деле, отношения между Риком и Джози уже почти переросли из дружбы в первую любовь: они вовсю строят планы на будущее, в котором не видят себя друг без друга. Проблема в том, что Рик не был и никогда не будет форсирован: у его матери нет ни денег, ни желания подвергать жизнь сына опасности.
Отношения этих четырех главных персонажей – Клары, Джози, её матери и Рика – и образуют сюжетный, идейный и эмоциональный каркас всей истории. Сюжет трогать не будем, дабы избежать спойлеров, а вот об идеях и эмоциях стоит поговорить чуть подробнее.
Сам Исигуро, описывая в беседе с журналистами «Клару и Солнце», назвал её простым рассказом о матери, которая боится, что ее дочь больна и может умереть, и задается вопросом: насколько незаменима ее дочь, можно ли ее сохранить после смерти? Можно ли вообще сохранить или повторить всё то, что делает человека уникальным? И что будет с любовью, если поменяется то понимание уникальности личности, которого мы придерживались столетиями?
Конечно же, ни на один из этих вопросов не будет дано прямого ответа – их поиск Исигуро предоставляет читателю. И поиск этот придётся вести на уровне не отвлечённых рассуждений, а переживаний за судьбы вполне конкретных героев.
Вот Клара: да, она андроид, но с самого момента создания она уже способна чувствовать, ощущать любопытство, страх, восторг, любовь. Её эмоции ещё не совершенны («мне почудился очередной маленький намёк на грусть, но я была совсем новая тогда и не могла быть уверена»), но она постоянно учится – и в этом смысле мы имеем дело с продолжением классической традиции романа воспитания.
Вот Джози и Рик: они самые близкие друзья, почти влюблённые, но рано или поздно жизнь разведёт их в разные стороны – слишком уж различен их социальный статус. Лучшее, что они смогут сделать – это сохранить память друг о друге («мы с Джози всегда будем вместе на каком-то уровне, на более глубоком, пусть даже далеко разъедемся и никогда больше друг друга не увидим»). Здесь роман превращается в историю взросления и прощания с первой любовью – грустную, но в то же время светлую.
Вот мама Джози, уже потерявшая одну дочь и теперь рискующая потерять вторую («…Джози останется нефорсированной, ну и что? Множество детей существуют без этого. Но я не могла так с Джози. Я хотела для неё лучшего. Хотела, чтобы у неё была хорошая жизнь… Да, кости бросила я, но не мне, а ей предстояло выиграть и проиграть»). Безумная тревога вперемешку с чувством вины толкает мать на поиски способов сохранить свою дочь даже если та погибнет. На этом уровне мы имеем дело с философской сказкой или даже притчей: размышления на тему будущего и технологического прогресса на поверку оказываются абсолютно вневременными – это рассуждения о самой сути человека. Раньше такие рассуждения были абсолютно немыслимы вне религиозного или мистического контекста, но теперь место «гипотезы бога» в этом уравнении занимают цифровые алгоритмы. В этом даже есть некоторая ирония, ведь единственный герой в романе, не потерявший наивной веры в чудо – это Клара, получающая энергию от Солнца и ищущая у него защиты для себя и своей хозяйки (или подопечной?) Джози.
Исигуро полагает, что все хорошие истории, неважно, рассказаны ли они в радикальном или традиционном стиле, должны в первую очередь описывать отношения, которые важны для нас, которые нас подталкивают, развлекают нас, злят нас, удивляют нас. И в этом смысле роман «Клара и Солнце» едва ли не идеален, ведь все его сюжетные линии в конечном счёте сплетаются в единую щемящую и трогательную историю о любви и преданности. И если даже андроиды способны испытывать эти чувства, то, возможно, наше будущее совсем не безнадёжно.482