Рецензия на книгу
Бремя страстей
Сомерсет Моэм
Arahobit21 сентября 2013 г.
Сомерсет Моэм входит в число моих любимых писателей. По моему мнению сама фигура писателя и его произведения прочно закрепилась на ландшафте мировой культуры и литературы.
Мне нравится, что Моэм ясно и понятно излагает свои мысли, его тексты не перегружены изобразительно-выразительными средствами, а почти все его произведения удивительно гармоничны и закончены. Чем еще мне нравится Моэм? Простотой человеческой мудрости - все его произведения поучительны, но без навязанного резонерства.
Историии в основном подлинные, отсюда выраженная напряженность, резкость иногда экцентричность в отношениях его героев и ужасная убедительность страдальческого характера жизни.
Моэма ничто не могло удивить в человеке. Он никогда не избегал неприятных или даже низменных сторон человеческой натуры и всегда демонстрировал их в своих произведениях. Он пишет о людях оказавшихся в западне несчастливого брака, престижа, материальных благ. Он пишет о людях бедных, несчастных, потрепанных и покалеченных жизнью. Он пишет о людях постепенно теряющих свою индивидуальность, запутавшихся в других "я" и "оно", которых пожирает монотонность повседневной жизни. И на примере жизненных историй показывает насколько это разрушительно для самого человека и его жизни.
Несмотря на удивительный литературный успех, жизнь Моэма была трудной и наверное, не очень счастливой. Неудачный брак, частые депрессии, нетерпимость общества к гомосексуальности и печальный финал его жизни - психическое расстройство. Его считали циником, хотя на самом деле он просто реалистично и с некоторой долей иронии, усталости и разочарования смотрел на мир.
Вспомните героев его романов: Чарльза Стрикленд ( Луна и грошь), Филип Кэри ( Бремя страстей человеческих), Уолтера Фейна ( Узорный покров), Ларри Даррел ( Острие бритвы). Через судьбы этих героев Моэм говорит нам, что то в какой степени мы проявляем себя как создания свободные, творческие, индивидуальные, в такой степени мы своей жизнью созидаем ростки истинного, прекрасного и творческого бытия.
Если мы всего себя отдаем эгоизму, инстинктам, ложным идеалам культуры, мы плодим бессмысленные идеи и демонические силы. Мы идем в "никуда" и это "никуда" угнетает и губит нас. При этом Моэм проявляет бесконечную терпимость и мудрое сочувствие к персонажам своих романов. У Моэма жизнь сама себя рассказывает, сама себя судит и сама себе выносит приговор, автор же не более, чем наблюдатель, зарисовщик судеб человеческих.
Борьба свободы, творчества, саморазрушения, самосозидания, обманчивые эрзац-образцы современной культуры - все это является основными темами произведений автора. И все-таки у Моэма отчетливо проступает ( как мне кажется ) основной философско-художественный фон его произведений: если человек прислушивается к себе, стремиться понять себя, следует своим внутренним интенциям, проявляет в жизни творчество, имеет смелость отстаивать и следовать своим ценностям и защищать личные позиции даже когда они противоречит мнению большинства, реализует возможности предоставляемые ему жизнью, только тогда человек получает удовлетворение от жизни, понимает смысл своей жизни и испытывает ощущение собственного благополучия.
Мне представляется, что на мир, в котором мы живём, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создаёт из хаоса…. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это — самое высокое произведение искусства»Сомерсет Моэм.
574