Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Täiesti tavaline perekond

Маттиас Эдвардссон

  • Аватар пользователя
    Аноним5 сентября 2022 г.

    Хорошо ли вы знаете своего ребёнка? А самого себя?

    Суровая Скандинавия радует добротной, качественной литературой. Не знаю, в силу ли холодного климата, долгих темных зим или это просто некая национальная черта или часть менталитета, но романы с мрачной, депрессивной атмосферой, жесткие детективы или кровавые хорроры получаются у северян лучше всего. На этот раз мне посчастливилось познакомиться с романом шведского автора Маттиаса Эдвардссона. Именно посчастливилось, так как чтение доставило удовольствие и, на мой взгляд, история у Эдвардссона получилась отличная: напряжение не спадало до последней страницы, сомнения мучили, а автор умело тасовал события и показания героев, намекая, запутывая, лавируя между кажущимся и тем, что произошло в действительности.

    Начало истории застаёт врасплох: несчастный отец сидит в коридоре в здании суда. Через несколько минут его вызовут в зал, где идет процесс над его девятнадцатилетней дочерью Стеллой, которая обвиняется в убийстве. Адам Сандель никогда, даже в самом страшном сне, не мог представить, что он – примерный семьянин, ответственный гражданин, пастор Шведской церкви – окажется в такой сложной, страшной ситуации. Да, он должен выступить свидетелем по делу, где обвиняемая – его единственная дочь. А он еще не решил, что именно он будет говорить на суде…

    Название романа прекрасно отражает его суть: Эдвардссон показывает нам обычную, нормальную, семью. Не идеальную, не образцовую, не выдающуюся, а просто семью, где отец работает в церкви пастором, мать – успешный адвокат, уверенно делающая карьеру. На пороге пятидесятилетия у них есть всё, что приличествует верхушке среднего класса: дом с садом, отпуск за границей, ужины в ресторанах, встречи с друзьями за аперитивом, барбекю на заднем дворе, возможность подарить дочери на день рождения мотороллер…
    Их ненаглядная дочка Стелла, единственный ребенок, им не удалось подарить ей братика или сестричку. Их девочка, на которую были возложены надежды родителей, их представления о том, какой она должна быть. Увы, Стелла не оправдала их надежд. Напротив, она выросла своевольной, нетерпящей контроля и ограничений, легко впадающей в ярость и способной на самые смелые, а порой просто безрассудные поступки. К радости родителей, рядом со Стеллой всегда, с самого раннего детства была её лучшая подруга Амина, которая словно громоотвод или подушка безопасности, усмиряла, успокаивала, смягчала острые грани Стеллы, умела вовремя вмешаться, чтобы отвести беду или спасти подругу от неё самой. Когда Стелла попадает в полицию, родители готовы на всё, чтобы помочь ей, но невольные сомнения раз за разом заставляют их руки трястись… Уж слишком хорошо они знают свою дочь. Или думают, что знают. Но какой родитель сможет поверить, принять новость о том, что его ребенок – убийца?

    Книга разбита на три части, каждая из которых дает нам возможность ознакомиться с событиями от первого лица. Отец, дочь и мать последовательно излагают свою версию произошедшего. Такой прием позволяет не только увидеть случившееся под разными углами, но и заглянуть в самые потаенные уголки души действующих лиц. Каждая часть истории звучит как исповедь. Родители оглядываются назад, о чем-то сожалея, в чем-то раскаиваясь, они перебирают все их шаги и решения, пытаются понять, где они ошиблись, что могло привести к кошмару. Глубокий, болезненный анализ. Прошлое и настоящее сменяет друг друга в потоке их мыслей. Каждое событие обрастает интепретациями, видение ситуации разнится в глазах родителя и ребёнка. Судебный процесс, всплывающие факты, сама ситуация, тяжелая и неподдающаяся осмыслению, заставляют героев пересмотреть свои взгляды и убеждения, открыть много новых черт не только в самих себе, но и в близких людях, которые, казалось бы, уже не были способны удивить.

    Роман мне понравился именно своей камерностью: небольшим количеством персонажей, препарированием характеров героев с почти хирургической точностью, акцентом на психологии, в частности, на психологии воспитания детей и подростков.

    Надо отдать должное автору, Эдвардссон до конца держит интригу. Какое бы мнение ни составил читатель, сомнения остаются до последней страницы. Детективную линию прекрасно дополняет моральная дилемма, особенно с учетом выбора профессий героев – пастор и адвокат. Раздавленные горем отец и мать задаются вопросами: что значит быть родителями, насколько далеко можно зайти, защищая семью, или всё-таки существует черта, которую ни при каких обстоятельствах пересекать нельзя.

    Ну, а самая главная мысль романа, на мой взгляд, это то, что родителям нельзя забывать, что ребенок – это не копия матери или отца, которая априори будет иметь те же интересы и принципы, и даже не глина, поддающаяся любящим рукам, стремящимся придать ей черты идеальной дочери или сына, о каких мечталось. Ребенок – самостоятельная личность, и он имеет право совершать свои собственные ошибки, не быть идеальным, быть непохожим ни на кого, но при этом быть уверенным в любви и поддержке семьи, поэтому-то так по-взрослому, так мудро звучат слова Амины: “Стелла не такая, как вы и я <...> Стелла – это просто Стелла.

    8
    286