Рецензия на книгу
Who Fears Death
Nnedi Okorafor
Аноним1 сентября 2022 г.Кто боится смерти (от нудного повествования)
Действия романа «Кто боится смерти» разворачиваются в вымышленной стране будущего, находящейся где-то в Африке, предположительно в Судане. На территории государства проживает много разрозненных племен, которые периодически вступают в вооруженные конфликты друг с другом. Самые враждующие племена – океке и нуру. Считалось, что океке- рабы и были созданы богиней Ани исключительно для служения людям из племени нуру. Вступать в межплеменные браки было запрещено, однако иногда от смешения кровей двух этих племен рождались необычные дети-метисы, которых называли «эву». Эву – дети, зачатые в результате насилия мужчины-нуру над женщиной-океке. Так племя нуру пыталось унизить океке и напомнить им об их низком социальном статусе. Считалось, что дети, появившиеся в результате насилия, жестоки и агрессивны, поэтому они отвергались обоими племенами и жили отшельниками. Автор Ннеди Окорафор взяла этот эпизод из реальной истории длительного межэтнического конфликта в суданском Дарфуре, во время которого арабские ополченцы насиловали африканских женщин с целью «разбавления крови» и зачатия детей-метисов.
В центре романа девочка- эву Оньесонву (чье имя переводится как «кто боится смерти»). Ее мать 10 лет назад изнасиловал могущественный колдун из племени нуру. Все свое детство девочка провела в пустыне с мамой, потому что растить ребенка-эву в городе было небезопасно: такие дети не походили внешне ни на океке, ни на нуру, поскольку они имели особенный желтый цвет кожи, что сразу выдавало унизительный факт их происхождения и навлекало на ребенка шквал жестоких насмешек. Лишь спустя несколько лет женщина отважилась покинуть пустыню и поселиться в большом городе Джвахире, где вышла замуж и отдала Оньесонву в городскую школу. Необычного ребенка не принимали и боялись, поэтому девочка долго не могла завести друзей среди сверстников. В течение всего романа автор уделяет много внимания описанию расовой дискриминации, что, безусловно, очень удручает, поскольку в книге описаны времена далекого постапокалиптического будущего, где люди используют удивительную технику, но так и не научились уважать и принимать друг друга.
Юная Оньесонву растет, и по мере взросления обнаруживает у себя магическую способность: она умеет перевоплощаться в животных. Однако магия пугает девочку-эву: и так непохожая на других она начинает ощущать себя еще более отрезанной от обычных людей Джвахира. Одновременно с этим Оньесонву узнает, что ее биологический отец-колдун ищет ее, чтобы убить.
Но очень скоро ее находит такой же ребенок-эву – Мвита, который обладает некоторыми способностями в магии и проходит обучение у местного колдуна Аро. Дети быстро находят общий язык, и уже вместе пытаются постигать тайны древнего колдовства. Не сразу, но после длительных уговоров Аро соглашается взять Оньесонву в ученики, и однажды открывает ей пророчество: очень скоро должен прийти могущественный колдун, который перепишет Великую книгу и перевернет привычный жизненный уклад государства, где племя океке существует под вечным гнетом нуру. Аро и другие маги полагают, что в пророчестве допущена ошибка, и речь в нем идет не о колдуне, а о юной колдунье Оньесонву. Девочка сразу понимает, что у нее нет выбора, поэтому оставляет город, чтобы попытаться изменить многовековую историю.
Роман, несомненно, очень необычный: автор плавно вплетает в описание реальных племенных обычаев свои фантазии и африканский мистицизм. Однако стоит сказать, что в книге очень много эпизодов сексуального насилия, подробно описанного во всех деталях, а также другие виды жестоких расправ: забивание камнями, разрывание человека разъяренной толпой, женское обрезание – все это может негативно сказаться на психическом состоянии читателя, поэтому не рекомендую роман к прочтению детям до 18 лет и впечатлительным людям
Тем, кто решится ознакомиться с романом – приятного прочтения!11443