Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Аноним15 сентября 2013 г.

    Предательство – слово, вызывающее отрицательные эмоции. Но это такое же субъективное понятие, как и совесть, надежда, вера или любовь, как и любые человеческие чувства. Для одного человека какой-то поступок может быть предательством, для другого он покажется в порядке вещей. Где та тонкая грань, отделяющая одно понятие от другого? Кого можно назвать предателем, а кого нет? Есть ли оправдание предательству? А прощение? Вечные вопросы, вечная тема, всегда актуальная и животрепещущая. «Древо Иуды» не дает ответы, но наталкивает на рассуждения, ибо автор предоставил читателю рассмотреть тему со всех сторон, поставил множество вопросов, самые сложные из которых о возможности оправдания и искупления.

    Есть ли прощение Дэвиду Мори? Ведь он не злодей, ему не чуждо раскаяние, а значит, у него есть совесть. И свои предательства он совершает не из-за природной подлости, а из-за слабости духа, неспособности устоять перед искушением, из-за тяги к лучшей жизни. Да и последний его поступок, казалось бы, должен стать искуплением всех грехов, показателем наивысшего раскаяния. Но я так не думаю. Такой тип для меня худший из предателей, так как его почти невозможно распознать заранее. Правило хорошего актера – вживаться в роль. Таким как Мори это не нужно, ведь они не играют, они действительно так думают и чувствуют в определенные моменты. В их поступках нет фальши и неестественности. Им НЕЛЬЗЯ НЕ ПОВЕРИТЬ. Они искренне говорят и… искренне предают. Тут не каждая мудрая женщина догадается, чего ждать от такого честного человека, что уж говорить о молоденьких девушках? Другое дело матерый аферист, талантом которого остается только восхищаться. Но по мелким нестыковкам, по крошечным неискренностям их всегда можно вычислить. Наглость им заменяет искренность. Поэтому «12 стульев» комедия, а «Древо Иуды» трагедия. И подлость предательства Мори не в обычном обмане молодых девушек – сколько таких историй? – подлость в бесконечности, в искренности в момент предательства, в собственном прощении самого себя. Он никогда не изменится. Его, казалось бы, благие намерения и добрые поступки всегда будут приводить к одному и тому же финалу. Мори не способен отличить плохое от хорошего даже с выгодой для себя. Он дальтоник в чувствах. Человек-катастрофа.

    Пожалуй, для такого трагичного сюжета кульминацию можно назвать почти хэппи-эндом. Какое-никакое, а все-таки возмездие. Хотя вендетта никогда не исправляет ошибок прошлого, не возвращает мертвых к жизни и вряд ли служит кому-то утешением. Но вроде бы так справедливо. А справедливо ли? Был ли Мори виновником настоящей трагедии (смерти Кэти)? Или за всем этим стоит более опытный кукловод, искушенная интриганка? Может быть, настоящий злодей романа это мадам фон Альтисхофер? Если ей удалось «раскусить» Мори, точно узнать его натуру, то кому, как ни ей, было изначально ясно, что никуда Дэвид не денется. Не поедет он ни в какую Африку, не продаст имущество. Он просто будет тянуть до последнего (что и делал), заболеет, опоздает, а потом найдет для себя оправдание и будет жить дальше. Но нет, она взяла его тепленьким. Ведь сколько еще лет могли бы тянуться невинные, ничего не значащие заигрывания. Мори бы вряд ли решился на ней жениться. А тут такая удача! Мадам подставляет свое плечо в трудный для него момент, помогает выпутаться из щекотливой ситуации, и Мори уже никогда и никуда не денется от нее. Но здесь не просто честолюбивые планы по завоеванию мужчины. О, нет. Фон Альтисхофер не любит Мори, не питает к нему особой страсти, скорее наоборот. И вот так шанс женить его на себе, получив таким образом его состояние, а потом и избавиться от этого слабого человечишки. Именно поэтому она вдруг стала спешить: мадам предполагала, что вот-вот вернется Кэти. Она, мудрая женщина, специально выбирает самые жестокие выражения, показывая правду в еще более страшном свете, чем она есть на самом деле. Не надо быть провидцем, чтобы понять, чем все это кончится. И так же понятно, что сделает Мори. Если уж он столько лет терзался виной перед обесчещенной Мэри, то смерть Кэти по его вине он просто не сможет пережить. Тонкий и точный расчет. А мастер вроде бы и не причем. Просто честный любитель правды. Разве за это судят?..

    Какие чувства может вызывать роман такого масштаба, кроме восхищения? Для меня мерило очень простое: если после прочтения хочется писать не столько о своих впечатлениях, не столько интриговать еще не читавших, но только обсуждать героев, их поступки, строить гипотезы и предположения, с каждым разом открывая для себя новые планы – значит, это Великая Книга Великого Писателя. Вот и все.

    60
    226