Рецензия на книгу
Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я"
Алис Миллер
Аноним14 сентября 2013 г.книга мне понравилась потому, что освещает интересную тему. Но с выводами автора я не согласна.
Это личное мнение психоаналитика, женщины, лишенной родителей в детстве, одинаково ненавидящей фашизм и коммунизм. Это личное мнение на основе личного опыта. Поэтому эту книгу надо читать, как интересную иллюстрацию, но не как неоспоримую теорию.
Книга написано немного сумбурно, много повторений и противоречий. Поэтому хочется упорядочить свое впечатление.- Во-первых, с чем я согласна. Эмоциональный мир человека определяет его душевную жизнь. Для меня эмоции - это и есть энергия души. Эмоциональный мир человека психологи, прежде всего психоаналитики, ассоциируют с "ребенком" внутри человека. Подавление эмоций чревато угасанием энергии души. есть такой термин "эмоциональное выхолащивание" - угасание и извращение эмоций человека. Эмоциональное выхолащивание симптом многих тяжелых психических заболеваний.
Когда Миллер пишет о том, что подавление эмоций у ребенка наносит ему душевную травму, она права. Эмоционально ущербный ребенок - это душевный калека.2. Во-вторых, с чем не согласна. Миллер в силу своего профессионального опыта находится в плену психоанализа. Она считает, что именно в детстве складывается раз и навсегда характер человека, определяется его судьба. И даже больше, что основы закладываются до года, что определяющую роль в формировании ребенка играет мать.
Со времен Фрейда психология, слава Богу, продвинулась вперед. И оказалось, что ребенок не так прост, как казалось дедушке психоанализа. Оказывается, нельзя отрицать влияние генетики на формирование человека, и даже влияние общества. Мир ребенка очень сложен и имеет свои законы развития.Ребенок не рождается с любовью к матери, он учится любить. материнский инстинкт существует, хотя не у всех. Материнска любовь - очень широкое и изменчивое понятие. Не только мать формирует характер ребенка, это совсем не так. Ребенок - это не "чистая доска". Как все было бы просто!
Мать для ребенка кажется "богом", потому что она по волшебству исполняет все его желания, заботится о нем, она "все может". Но приходит "пубертат" и миф о богах рушится, ребенок проходит через болезненное отторжение родителей. А если не произошло этого "развенчания богов", значит не произошло взросления. И говорить о том, что женщина 40 лет делает ошибки в своей жизни, потому что ее мама так научила, это некорректно, мягко говоря. Это поддерживает инфантилизм и безответственность.3. Автор часто говорит, что неверные запреты родителей мешают человеку осознать свое подлинное я. А какое оно, подлинное? Не уточняет.
Я сомневаюсь, что оно существует. Самооценка ребенка формируется под влиянием окружения. Сам он не способен определить себя "добрый", "самостоятельный" и т.д. Для него это оочень отвлеченные и не понятные слова. Ребенок видит в глазах окружающих свое отражение и так, из разных зеркал, складывает мнение о себе. Я не представляю как может ребенок сформировать сам свою самооценку. И я не думаю, что самооценка человека - это что-то раз и навсегда законченное. Я верю,что она изменяется в течение всей жизни. Поэтому говорить о "подлинном я" не корректно.4. Автор пишет, что депрессия - это неверное понимание себя, когда самооценка зависит от мнения окружающих. Нет. У депрессии много причин, и часто она связана с физиологией, а не психологией. А самооценка всегда зависит от мнения окружающих, как бы нам этого не хотелось.
5. Что лично мне было особенно интересно, так это сама попытка объяснить духовную пустоту, страх одиночества, тягу к саморазрушению. Автор объясняет это как психоаналитик: травма в детстве. Так модно объяснять, это очень часто встречается в современной западной литературе. Депрессия, страх смерти, одиночество и пустота. А виноваты родители. Я не могу с этим согласится, это против моего жизненного опыта.
Но для меня здесь озвучена еще одна мысль - подавление эмоций приводит ко всем выше перечисленным проблемам. Это уже интересно. Я не думаю, что это подавление происходит только в детстве, это часть культуры западного человека. Надо "держать под контролем" свои эмоции, надо быть всегда и со всеми вежливым. Это эмоциональное выхолащивание. Родители не виноваты, это норма общества.Книгу надо читать, чтобы спорить. Она должна получать и положительные и отрицательные оценки. Тема книги интересная.
7314