Рецензия на книгу
Beauty is a Wound
Eka Kurniawan
Аноним25 августа 2022 г.Индонезийский Маркес не получился
Место, где история смешивается с мифами, граничащими с суровым и беспощадным реализмом, где семейная сага перерастает в нечто эпохальное, грозящее очертить историю всей страны, судьбы её обитателей – такой же бурной и непростой, как и у наших героев. Честно говоря, после прочтения (вернее прослушивания) у меня остались смешанные и далеко неоднозначные впечатления – по большей мере разочарование.
Действительно, роман индонезийского автора сперва явно претендует на нечто подобное, что в своё время создал легендарный Гарсия Маркес своим «Сто лет одиночества». Только с явным упором на пошлую эротику (по крайней мере в первой части – но об этом ниже). Не стоит воспринимать всё происходящее буквально и воссоздавать это в своём мозгу – он просто рискует взорваться. Здесь магический реализм наполнен легендами и мифами, духами и теми, кто восстаёт из могилы. Тени прошлого настигают своих жертв и мстят по полной, и концовка в этом плане вполне показательна.
Автор попытался воссоздать своим романом практическую полувековую историю, через несколько поколений – сразу ряд пластов наслаиваются один на один. Не давая читателю даже перевести дух. Хотя само повествование двигается совсем неравномерно. Всё это, скорее только в минус. То мы полностью погружаемся в семейный быт героев, их любовные (рука не поворачивается написать «романтические») интриги и сексуальные игры. Такие плавные и бытовые, что полностью в них растворяешься. То события вдруг набирают бешенный темп и следующей главой мы уже гоняемся за бандами коммунистов, расстреливаем и издеваемся над ними так, как это делали, наверное, только в специальных лагерях.
Японская оккупация и сексуальные бесчинства солдат, охота на коммунистов до и после войны, всевозможные заговоры, восстания и перевороты – всякий раз сопровождающиеся сценами не для слабонервных. Интриги между семьями (конечно, из-за женщин), клятвы в верности и сразу же предательство… Всё это можно встретить в этом романе, заголовок которого действительно выражает одну из главных идей книги. Она делится на две примерно равные части, каждая из которых по-своему своеобразна и настолько различна, что иногда закрадывается впечатление, будто их писали разные люди или по крайней мере, в разные периоды при своих обстоятельствах.
Что мне особенно не понравилось в романе – это зацикленность Эка Курниавана на эротике. Понятно, что в период Второй мировой войны Индонезия стала своего рода плацдармом «станций для утешения» для японских солдат, где мужчины-воины справляли свои естественные биологические потребности. Об этом «борделе для утешения» с сотней таких «станций» с весьма шокирующими подробностями читал недавно нон-фикшн (рецензия здесь). Но то, как это делает автор, как буквально смакует каждую сцену, превращая её в своего рода жестокое порно, с мучениями, «впрыскиваниями семени» (наверное, один из любимых эпизодов Курниавана, поскольку повторяется только в первой половине не менее десятка раз). Когда мне в очередной раз попалась такая сцена с извращениями – не выдержал, и решил посчитать, сколько раз «совокупляются» герои в романе (насильно, полюбовно, случайно, из мести и т.д.). Не поверите, насчитал более 100! Только в одной сцене когда один буквально изнасиловал неподдающуюся ему героиню, оставляя её в мокром поту, выжатую и без сил – на этом всё же не остановился, и, как говорит автор: «взял её»... ещё 12 (!) раз. Разумеется, подробности прилагаются.
Чаще всего загнанные на подобные работы обманом или от безвыходного положения. Каждая из этих сексуальных рабынь должна была обслуживать до 20 клиентов в день. Всё это ярко и детально описано: в каких условиях им приходилось жить и «работать», как с ними обходились, и какое будущее чаще всего ждало. Хотя некоторые из героинь этим даже гордятся. И всё это сопровождается тем, каким нечеловеческим было отношение со стороны японских солдат (правда, нашёлся один защитник-генерал). Конечно, «станции утешения» исчезли с окончанием войны, только «задор», видимо, у автора остался. Поскольку подобные сцены с насилиями будут ещё долго (по крайней мере большую часть книги) сопровождать сюжет. Есть, кстати, и сношения людей с животными.
От книги, скорее, разочарован. Поскольку во второй половине сюжета загадочность и мир, созданный в своё время Маркесом, напрочь пропадают, уступая место сценам межсемейных разборок, ревности в духе «Санта-Барбары». Думаю, если бы не слушал её в формате аудиокниги, попутно занимаясь другими делами, вряд ли бы сумел осилить.
15446