Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle

Stuart Turton

  • Аватар пользователя
    Аноним24 августа 2022 г.

    Лежит ли в основе "Божественная комедия" Данте?

    Еще после первого прочтения романа “Семь смертей Эвелины Хардкасл”, у меня возникло подозрение, что здесь замешан Данте с его “Божественной комедией” (БК). Перечитав и то и другое, я в этом больше не сомневаюсь.

    Сам Тертон по тексту заявляет об этом открыто уже в 1й главе - “Я слепец в чистилище, куда меня привели незримые грехи”, или дальше: “Но я еще помню Данте, не все круги ада одинаковы”.

    “Да, это головоломка с взаимозаменяемыми фрагментами. Мы ее сложим и пойдем домой.” Попробуем сложить.

    Итак, в БК нас будет интересовать “Чистилище”. Действие Данте начинается в лесу, где он потерялся (“сбился с жизненного пути”). Чтобы ему помочь, возлюбленная Беатриче отправляет проводника, который ведет Данте через ад и чистилище. Так мы узнаем, как всё устроено.

    (заодно и то, что Данте не постеснялся засунуть в ад тех, кто ему не нравился, пару друзей - в чистилище, а сам благополучно добрался до рая)

    Чистилище показано как гора, опоясанная 7ю кругами, где отбывают наказание грешники, на вершине которой - земной рай.

    Теперь к Тертону. ГГ Айден очухивается в лесу (хм…), ничего не помнит. Но скоро узнает, что каждый день будет просыпаться в новом теле и ему нужно раскрыть убийство Эвелины. Если на 8й день, сможет назвать имя убийцы, то его из этой петли отпустят, если нет - всё начнется сначала.

    Интерес в том, будет ли соответствовать каждое из 8 воплощений Айдена кругам чистилища БК, искупаемым там грехам и наказаниям. В романе Тертона будем искать то, что каждому воплощению было делать не свойственно и/или двигало Айдена к спасению Анны.

    1 круг: гордецы, наказаны тем, что ползут под тяжестью наваленных на них глыб.

    Сесил Рейвенкорт. Невероятных размеров толстяк, который передвигался исключительно с помощью камердинера. Но при воплощении Айдена был вынужден самостоятельно ходить под тяжестью своего веса. Тут же нам Айден как бы намекает: “гордость покинула меня”, как ему было отвратительно и тяжело от собственного тела.

    2 круг: завистники - сидят с зашитыми глазами.

    Дворецкий Роджер. Был избит и весь день провел под снотворным, буквально с закрытыми глазами. Прямых указаний на то, что Айдену пришлось бороться с завистью в каком-то воплощении, я не нашла.

    3 круг: гневливые - в дыму.
    Джонатан Дарби. Тертон сразу начинает этот день с фразы: “Выкашливаю из легких сигаретный дым”, и дальше - “он любит курить, и, как ни странно, мне это помогает, потому что табачный дым туманит сознание и заглушает гаденькие мысли”. Здесь ярость “накалена до бела”, самая яркая эмоция.

    4 круг: ленивые -должны стремительно бежать.
    Себастьян Белл. Отказывается от всех занятий - от балла, от охоты. Но ради Эвелины находит запускающие расследование зацепки (бесчисленные записки, м-р Тертон, что за любовь к запискам?), еще зачем-то хоронит разбившуюся птичку, т.е. ради Анны это воплощение становится деятельным.

    5 круг: скупцы и расточители - рыдают лежа лицом к земле, не могут сдвинуться.
    Тут будут сразу двое. Думаю, этим объясняется нестыковка 7 кругов - 8 дней.

    За расточителей ответит Дональд Дэвис, который пытался сбежать из поместья, так вымотался, что весь день пролежал на дороге вдали от особняка (на земле). Но потом вернулся в особняк и даже пожертвовал собой ради Анны.

    К скупцам явно относится Эвард Дэнс - не позволяет себе ничего - ни выпивку, ни отдых, ни эмоции, ни лишние разговоры. Айден всё время чувствует его осуждение за эти “слабости”.

    6 круг: чревоугодники - муки голода, истощены до костей
    Здесь было сложно. Это мог бы быть толстяк Рейвенкорт, но Айден не борется с его потребностью в еде.
    Но всё-таки Джим Раштон (спасибо, в конце дня заявляет, что не ел весь день и вот вот свалится с ног). Главная потребность Айдена - не еда, а знания. Именно Раштон сводит все зацепки и становится ключевым воплощением. При этом самого Айдена здесь уже почти нет, никакой явной борьбы не было, отсюда сложность (“истощение Айдена”).

    7 круг: сладострастники - в огне
    И опять “взаимозаменяемость головоломки”. Вообще каждое воплощение можно соотнести с несколькими грехами.
    Эдвард Дэнс - изменил жене.
    Сесил Рейвенкорт - любил мальчиков-камердинеров.
    У дворецкого Роджера обожжено лицо.
    Но мы ищем действие.

    Генри Голд. Мы сразу видим его “случайное прегрешение” с Мадлен. Получаем сеттинг, способствующий появлению огня - наркотики (выжигают разум), облитые скипидаром картины, его желание погреться возле камина. Но пожара так и не дождемся, так как в этом обличии получаем сперва откровение (настолько наиграно, что хочется “сдержать эту лавину наигранности, но она всё равно впивается осколками стекла”), и финальное спасение.

    По ходу узнаем, что в особняке трое имеют право на спасение, остальные все “призраки, тени”. При этом двое - Анна и Даниель - имеют одно воплощение, а Айден - восемь. Эта привилегия аналог того, что Айден, как и Данте, пришел по доброй воле и прошел через все 7 кругов, а Анна и Даниель попали сюда, скорей всего после смерти, каждый на свой круг.

    Несоответствие порядка, в котором просыпается Айден, порядку кругов чистилища, объясняет Чумной лекарь. Он говорит, что поменял порядок, чтобы Айден смог выбраться. Сам Чумной лекарь скорей всего - ангел - “четкий силуэт озарен сияющим ореолом”. По Данте ангел освобождает грешников из чистилища.

    Переключение между воплощениями через сон тоже не случайно. Только в чистилище Данте спал, потому что ночью нельзя было восходить выше на гору.

    Хэппи Энд обеспечен заменой мести прощением. Что отражает смысл христианского прощения, и тоже соответствует БК.

    Название романа “семь смертей Эвелины Хардкасл” - и прямая отсылка к 7 кругам чистилища, и 6 жертв и 1 смерть самой Эвелины (неточность в аннотации “она умрет не единожды” детектед). В оригинале 7,5 смертей - всё-таки 1 ее жертву Айдену удалось спасти.

    Уверена, есть еще что-то. Вроде разбросанных в сеттенге Библий, отсылки к дьяволу, библейским сюжетам, но я в этом не особо. Оставлю это ценителям Данте или, скорее, фанатам Тертона.

    “Если бы я знал, что за рассветом - рай, то не спал бы ни одной ночи.”












    Содержит спойлеры
    9
    247