Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним22 августа 2022 г.

    Не смешно

    Помню, как "Собор Парижской Богоматери", так и "Отверженные" произвели на меня сильное впечатление, которое я и ожидала от "Человека..." со столь интригующей аннотацией на обложке. Была ли я впечатлена? Увы. Впрочем, мои ожидания – мои же проблемы.

    Прежде всего перед написанием рецензии стоит сказать, что роман можно рассматривать с двух пластов – роман, посвященный судьбе фигляра и других лиц, и роман, наполненный символами, вечными темами и людьми-образами как носителями противоборствующих идей. Второй, более глубокий пласт, конечно, будет гораздо интереснее с аналитической точки зрения (вы можете порассуждать с друзьями о неземной, божественной любви двух героев, которая не могла найти место в нашем обыденном мире, или о животном начале, присутствующем в каждом человеке, или о многом-многом другом), но до него нельзя добраться, не преодолев первый, тот, который по сюжетной составляющей уступает двум выше перечисленным романам Гюго. Вы хотите прочитать роман, наполненный динамикой и сюжетными перипетиями, от которых желание перелистнуть страницу будет свербеть в груди? В таком случае обратите внимание на что-то другое, ведь динамика в романе появится лишь тогда, когда вы прочитаете половину книги. Вы хотите смаковать каждое прочитанное предложение и перекатывать на языке текст? Что ж, тогда этот роман для вас. Только имейте в виду, что вас впереди ждет 700 страниц.

    Я могу только восхититься тому, сколь скрупулезно и точно подошел Гюго к описанию исторических процессов и личностей. Возможно, что даже чересчур, ведь одно перечисление имен обезличенных людей, состоящих в палате лордов, вызывает желание как можно скорее закончить чтение. К слову, Гюго не обошелся без своеобразной иронии, от которой хочется то ли смеяться, то ли проливать скупые слезы; это невольно подкупает и заставляет продолжать чтение. Если вы желаете найти интригующие цитаты, обличающие общество, вводящие в глухую тоску и наталкивающие на рассуждения – вы в обиде не останетесь.

    Гюго искусно погружает в атмосферу своего романа, затрагивая струны души читателя, дергая одну за другой в надежде наделить повторяющуюся мелодию новым, более глубоким смыслом, но упускает из внимания то, что любая мелодия рано или поздно приедается и начинает раздражать слух. Одни и те же рассуждения о душевных метаниях персонажей, поданные под разной конфетной оберткой, в конечном итоге наскучивают; тем более тогда, когда мысль, пришедшая к логическому завершению, вылетает на новый, уже потерянный по счету круг. Это не плохо, нет, многие могут найти в этом нечто особенное, красивое, ведь говорить о любви, о страданиях, об отчаянии, о надежде разными словами – не это ли истинный признак великого писателя, облачающего слова в палитру красок? Впрочем, кто знает.

    Тяжело ли читать такой текст? Да. Можно ли почерпнуть для себя из него что-то новое? Десять раз «да»; да хотя бы лишний раз убедиться в том, что сколько бы лет ни прошло, а человечество – не меняется, лишним, наверно, никогда не будет.

    10
    798