Рецензия на книгу
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая
Борис Акунин
Koshka_Nju22 августа 2022 г.Сложно-сложно-сложно. Вроде бы и просто по самой истории - вот Маса едет в купе поезда и везет с собой бледного Фандорина, уже почти четыре года находящегося в коме. Вот выстрел и пуля пролетает рядом с Эрастом, не иначе как от такого кощунства выходящим из своего состояния и тут же принимающемся искать преступника, укравшего иголки у пассажирки. А иголки нынче товар дефицитный, как практически все в стране, разрываемой на части Гражданской войной. Этот период истории у меня в голове освещен крайне скудно, так что читать в силу любопытства еще и с точки зрения знаний было интересно - уловить атмосферу того времени, не фактические даты и события почерпнуть.
После длительной комы Эраст с трудом ходит, напоминая старика и свою прежнюю тень. Слова прохожих в его адрес - "Дед", "Старик" вызывали у меня диссонанс с образом Фандроина, ибо представлять его старым я категорически не могла. Так что его полному излечению была крайне рада, каким бы волшебным и невероятным оно не казалось. А дальше фокус повествования смещается на нового героя Романова и непонятно, как к нему относиться и зачем он дан (сюжетно-то понятно, зачем он дан, но вот сам смысл того, чтобы вводить такого героя в финальную книгу и не додавать читателю, соскучившемуся по Фандорину, собственно, Фандорина). Хотя, Романов мне понравился как проработанный персонаж.
Расследования в привычном смысле тут нет, это больше эдакая обзорная экскурсия по тому периоду, при том без выделения кто прав, кто виноват, кто хороший, кто плохой. Эрасту все равно представятся случая проявить свое мастерство, а еще ему попадется Елизавета III, и вот эта дама особа уже неоднозначная. Во-первых, ее любовь, возникшая из идолопоклонничества даже не ее собственного, а матери (не буду спойлерить, кто там мать), во-вторых, вроде бы ее желание сделать так, как лучше для Эраста, оборачивается какой-то манипуляцией с душком гнилостным. Она умна, но в какой-то момент начинает применять свою логику неверно.
Финал книги несколько разочаровывает - и предположением, и тем, что это может быть предположение, и фактом, что финал оставляет задел для новой книги, как бы не говорил автор, что она последняя. Имея власть на читателями, легко одновременно и пойти у них на поводу, испортив тем самым книгу, и пойти им наперекор, тоже подпортив книгу. Считаю ли я финал сообразным тому Фандорину, которого знаю на протяжении десятков лет и книг? Нет, ибо он умнее и так глупо попасться - а для меня это глупость несусветная, попросту не мог. Остается верить в то, что "Не прощаюсь" - это о финале, а не для книги в целом.
13345