Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    shulgin7 сентября 2013 г.
    If you ever plan to motor west,
    Travel my way, take the highway that is best.
    Get your kicks on route sixty-six.

    Сегодня на завтрак у меня был кофе. С сахаром. У меня, в принципе, сахара достаточно. Так что и овсянку хватило подсластить. И даже осталось ещё прилично.

    А чтобы добраться на работу, мне вовсе не пришлось катить через полстраны в разваливающемся на ходу грузовике. Я всего-то помучался полчаса в переполненном шедевре вагоностроения мытищенского завода.

    Да я, вообще, довольно счастливый человек – могу позволить себе мясо каждый день!
    А если бы Джоуды увидели ненароком, какое транжирство я себе иногда позволяю по отношению к продуктам… Вряд ли бы они меня поняли, короче говоря.

    «Гроздья гнева» - больше, чем произведение, которое не единожды входило в списки 100 величайших англоязычных романов ХХ века.
    Это - история целого народа, который заставили погрузить кровати, матрацы и инструменты, засолить в бочках свинину, и отправиться из пункта О. в пункт К. навстречу мечте о красивых местах, белых домах, и апельсиновых деревьях, куда ни глянь.

    Это – история о том, как важно держаться вместе и оставаться людьми, независимо от обстоятельств. Потому что в этом и заключается настоящая сила.

    История, от которой веет нафталиновыми нотками социализма, за что её и любили в СССР. Чего только одни «правительственные лагеря» стоят.

    Хотя, есть и моменты, где не совсем понятно (мне, по крайней мере): Стейнбек действительно так проникся идеей социальной справедливости и равенства, или это автор просто тонко троллит?


    «Одна женщина предложила провести звонок, чтобы он каждый раз звонил, когда рулон поворачивается. Тогда можно было бы уследить, кто сколько изводит»

    Это о туалетной бумаге, например.

    Есть и ещё один нюанс, который несколько портит впечатление о книге: очень уж искусственно порой построено само повествование. Нужно автору подвинуть сюжет дальше – тут же, буквально в следующей реплике или следующем диалоге, появляется новый герой или происходит событие, которое всё меняет.

    Нужно Стейнбеку показать, что у героев потихоньку всё налаживается, кто-то из персонажей обязательно произнесёт что-то вроде:


    «Я купила отбивных. Нарежь картошку и положи на новую сковороду. И луку подбавь. Мужчины, вы пойдите умойтесь, принесите ведро воды. А где Руфь и Уинфилд? Им тоже надо умыться. Взяли для них печенья, – сказала мать Розе Сарона. – Каждому по большой пачке.»

    На новую сковородку. Ведро воды. И по большой пачке. Каждому, чёрт возьми.

    Ладно-ладно, я придираюсь. Роман действительно производит впечатление. Хотя бы потому, что всё увиденное Стейнбеком впечатлило его настолько, что он возьми да напиши книгу, которая удостоилась Пулитцеровской премии.

    Читайте и получайте удовольствие.

    9
    83