Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэнсфилд-Парк

Джейн Остен

  • Аватар пользователя
    lorelaigilmore14 августа 2022 г.

    «Мэнсфилд вылечит вас обоих… и безо всяких ловушек».

    А если совы не то, чем кажутся? Другими словами, а если отбросить идею об Остин-моралистке и вспомнить, каким тонким сатириком была английская писательница? Тогда все встанет на свои места. Или не встанет. Но в процессе точно будет весело.

    Называть Фанни Прайс «маленьким упырем», который высосал жизнь из старших Бертрамов и подменил собой и своими родственниками младших, я не рискну, хотя эта зловещая теория по-своему привлекательна. Нет, мисс Прайс совсем не упырь. Но и не положительная героиня. Она такая же, как и все в Мэнсфилде. Чтобы сложить дважды два, достаточно вспомнить, кто ее воспитывал: скупая и эгоистичная миссис Норрис; сэр Томас Бертрам, отец семейства Бертрамов, рабовладелец, человек всяческих достоинств, дочери которого готовы были выйти замуж за кого угодно, лишь бы быстрее покинуть отчий дом; и кузен Эдмунд – сын, в общем-то, своего отца. Понимаете? Нет ничего удивительного в том, что Фанни выросла той, кем выросла. То есть, говоря современным языком, ханжой.

    Лучшие качества и добродетели главной героини, которые так часто прославляют поклонники романа, распространяются только на тех, кто ей нравится, или на тех, кого она уважает. Так, Фанни прощает Эдмунду его великую слепоту в отношении Крофордов и его эгоизм. Фанни беспокоится о том, как мистер Бертрам-старший воспримет новости о домашнем театре, но – следите за руками! – не особо переживает за судьбу больного Тома, с которым, на минуточку, росла. Ей почти нет дела до сбежавших кузин. Чувства Мэри и Генри ее не волнуют: слишком уж моральные качества Крофордов сомнительны. Мария и Джулия не те персонажи, которым стоит доверять, но (дважды в сутки и сломанные часы говорят правду) вспомните, как они назвали Фанни лицемеркой. То, как героиня вполне уверенно и бескомпромиссно делит людей на «хороших» и «плохих», в процессе чтения уже наталкивает на некоторые мысли, которые подтверждает концовка романа: пока Бертрамы переживают обрушившиеся на них несчастья, простушка Фанни Прайс, истинная добродетель, которая сначала терпит, а потом тоже терпит, одна упивается своим бесконечным счастьем.

    Продолжать можно долго. Достаточно долго, чтобы отдельно вспомнить, например, про Эдмунда Бертрама, местного мистера Коллинза. Добряк Эдмунд ничем не лучше других персонажей «Мэнсфилд-парка» и поэтому отлично подходит Фанни. Серьезно, прекрасная пара. Хочется пожелать им семейного уюта, всяческих благ и не замерзнуть на вершине своих моральных устоев. Шутка. Конечно, они там не замерзнут. А белое пальто, в конце концов, на что?

    По-настоящему интересны были Крофорды. Генри и Мэри представляют собой как раз тот «смешанный английский характер», о котором Джейн Остин писала еще в «Нортенгерском аббатстве». У них есть недостатки (они испорчены светским обществом), но у них есть и достоинства (они искренне привязаны к Эдмунду и Фанни). В итоге брат и сестра куда больше, чем центральная пара, напоминают не только типичных героев Остин, но и живых людей. Это невозможно не заметить. Вспомните скучные, будто вызубренные по книжке, рассуждения о природе от Фанни и остроумные комментарии Мэри. Я настаиваю, что Крофорды имели все шансы стать лучше. Ну, в том случае, если бы они существовали не в рамках романа-пародии.

    Таким образом, «Мэнсфилд-парк» – очень тонкая, очень зрелая и очень удачная книга в багаже Джейн Остин. Здесь нет легкости других ее произведений, но есть тройная ирония; кажется, здесь даже нет ничего смешного – и поэтому смешное тут все.

    Содержит спойлеры
    5
    352