Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бремя страстей

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    zavlit2 сентября 2013 г.

    Возможно, кому-то этот роман покажется скучной классикой - его и правда вряд ли можно назвать динамичным и захватывающим. Как и любое классическое произведение, "Бремя страстей..." призвано не только и даже не столько поведать читателю незамысловатую историю главного героя, сколько показать жизнь того времени во всей её полноте. И вот тут, как мне кажется, и можно превратить его некоторую затянутость и занудность в плюс. Вот мне, например, всегда хотелось побывать в Париже конца 19 века. И пожалуйста! Вместе с главным героем книги я отправилась в Париж и, можно сказать, своими глазами увидела, как жили студенты-художники в то время. Правда, после этого путешествия флёр романтики, сквозь который я привыкла смотреть на Париж импрессионистов, несколько поблёк, но ведь это и интересно. Моэм как бы берёт читателя за руку, и вместе с ним мы заглядываем в английскую школу, художественную студию в Париже, в кафешки для среднего класса, дома небогатых людей, в самые тёмные и неприглядные закоулки Лондона, больницы для бедных и много куда ещё. И всё, что от нас требуется: постараться не воспринимать это как ненужные и неинтересные отступления от главной сюжетной линии, а открыть широко глаза и смотреть, как жили люди больше века назад, что представляли из себя Париж и Лондон, и насколько это совпадает с нашим сегодняшним взглядом на эти города.

    Дальше...

    Что касается сюжета романа - здесь тоже классика. Есть главный герой Филип Кэри, за жизнью которого мы наблюдаем с детства до его зрелости. На наших глазах он растёт, познаёт мир, встречается с разными людьми, влюбляется и страдает, размышляет о смысле жизни и своём предназначении. В итоге, как в идеальном литературном произведении, в финале мы получаем совсем другого человека, который разительно отличается от себя же самого в молодости. В принципе, ничего неожиданного. Изначально понятно, что все мечты и прожекты главного героя потерпят крах, потому что никакой он не гений и не избранный - он обычный человек, который, в конце концов, будет вести обычную жизнь. Но самым интересным для меня было то, что менялся не только герой, менялось и моё отношение к нему: он не был мне однозначно симпатичен или однозначно неприятен. На протяжении всего романа я испытывала к нему то жалость, то неприязнь, то симпатию, то отвращение, то гордость за его поступки, то стыд за его мысли. В общем, мне было интересно не только читать роман, но и наблюдать за динамикой моих чувств к главному герою. Это удача Моэма, я считаю, ведь изменить не только своего героя, но и читателя не каждому автору удаётся.
    Как итог: не могу сказать, что я в диком восторге от произведения, но не жалею, что прочитала - было тут над чем задуматься, о чём поразмышлять. До конца не знала, какую оценку поставить - "нейтрально" или "понравилось", но последняя треть книги решила всё. Тот эпизод, когда Филип полностью лишается средств к существованию, на мой взгляд, самый мощный в романе - безысходность положения главного героя ощущалась мной почти на физическом уровне, это очень сильно. Ну, и метафора с персидским ковром как символом смысла жизни не отпускает до сих пор. Так что книга хорошая! Всем рекомендовать не буду, но любителям классики прочесть стоит!

    6
    45