Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

История начинается в Шумере

Сэмюэл Н. Крамер

  • Аватар пользователя
    Аноним7 августа 2022 г.

    Кто первым встал - того и пукку

    О мой пукку! О мой микку!
    Мой пукку с мощью необоримой...

    Итак, у Гильгамеша был необоримый пукку, неплохо ему, однако это ещё не все интересные новости этой книги. Автор - крупнейший исследователь в области шумерской литературы и письменности профессор С. Н. Крамер проделал огромную работу, анализируя, собирая и интерпретируя таблички в Америке, Франции, Турции, Ираке и СССР. Настоящий дотошный учёный, благодаря которому было найдено письменное подтверждение о потопе, которое было впоследствие транслировано Библией, к примеру. В отличие от Древнего Египта, оставившего богатый изобразительный материал в виде статуй, фресок и барельефов, высеченных на стенах из вечного камня, от Шумера сохранилось немного изобразительного материала, потому что дерева и камней в их стране не было. Тем ценнее труд по анализу литературного наследия, из которого тоже можно сделать много важных выводов, перекликающихся с раскопками. Например следы потопа в виде метровых наносов ила были найдены ещё в начале XX века Вулли при раскопках нескольких шумерских городов, а позднее найдены таблички с эпосом, позволившие сделать далеко идущие выводы.

    Шумеры, или черноголовые по их самоназванию, сейчас считаются колыбелью цивилизации, деля пальму первенства с Древним Египтом. Археологическими находками доказана их торговая связь, определить, чья первая была идея рисовать количество и обозначать сами товары, ученые наверняка не смогут. А потому считается, что письменность была придумана обеими цивилизациями в процессе культурного обмена. А вот многое другое однозначно впервые реализовано в Двуречье, например, колесо. Конкретно в этой книге нет разговоров о математике и астрономии, к примеру, хотя именно шумеры ввели в обиход деление на шестьдесят, высчитали количество часов в дне и дней в году, составили первый календарь. Крамер говорит о том, что видит и может прочесть, анализирует горестную историю ученика-прогульщика пятитысячелетней давности, который выслушивает разнос от отца:



    Ты изнурил мое сердце, и я отдалился от тебя и не обращал внимания на твои страхи и ропот; нет, я не обращал внимания на твои страхи и ропот. Из-за твоих жалоб — да, из-за твоих жалоб — я гневался на тебя, да, я гневался на тебя. Из-за того, что ты ведешь себя не так, как подобает человеку, сердце мое было как бы опалено злым ветром. Своим ропотом ты довел меня до предела, ты довел меня до края могилы.

    Воистину, иногда наши сердца опаляются злым ветром, когда дети печалят и напрягают, солидарен с тобой, о безвестный мужик! Первый свод законов за пару веков до Хамураппи тоже был обнаружен в загашниках музей истории Востока в Стамбуле. И вот читаем: если человек человеку его орудием отрезал ногу, 10 шекелей серебром он должен заплатить. Тяжело делать выводы на основании одного лишь документа, однако Крамер этим занимается и считает, что более чем за 2000 лет до н. э. закон "око за око, зуб за зуб" уступил место в Шумере более гуманному праву, заменившему телесные наказания денежными штрафами. Не могу согласиться с таким громким заявлением, однако пищу для размышления этот документ безусловно подкидывает.

    Множество пословиц проанализировано Крамером, и для многих подобраны современные аналоги. Вот вариант нашей "цыплят по осени считают": "Он еще не поймал лисицу, А уж делает для нее колодку." Вообще если судить по пословицам и поговоркам, человечество волнуют те же идеи, что и пять-шесть тысяч лет назад. Забавно читать и выделять общее, свойственное всем людям, независимо от того, где и когда, они жили или живут. В отзыве на книжном сайте нельзя не рассказать о первом каталоге произведений шумерской литературы. В качестве названия у шумеров использовалась первая строка произведения, что очень похоже нанаш современный вариант при издании стихотворных сборников.

    Что же такое микку и пукку? Анализу эпоса о Гильгамеше посвящена огромная глава, я бы сказал, центральная в книге. По идее, это барабан и палочки, но исследователи до конца не уверены до сих пор. Гильгамеш вырезал их из корней огромного дерева. Всё, как Хлебников завещал: "А он свирел в свою свирель и мир хотел в свою хотель".

    101
    2,9K