Рецензия на книгу
Старый Валаам
Иван Шмелев
Аноним31 августа 2013 г.Произведение Ивана Шмелева "Старый Валаам" - небольшое, емкое, по-сути своей является книгой-дневником, книгой-воспоминанием о далеком путешествии на Валаам.
В пору времени действия произведения Иван Шмелев был только что оженившимся студентом, и "чтобы развлечь себя" решили они с молодой супругой съездить на Валаам. Не в паломничество, не в молитвенную религиозную поездку, а просто "посмотреть".Но пути Господни неисповедимы.
Что из этого вышло, какое это было незабываемое путешествие, как оно изменило сознание автора, как оно "откликнулось" в его жизни неожиданным ответом в трудной жизненной ситуации через много-много лет - всё это, а также свои мысли описывает автор на страницах своего произведения.Это произведение интересно, помимо много прочего, тем, что в нем описывается (автор сам описывает) свое духовное становление. На страницах происходит духовная трансформация уверенного, не глупого, столичного студента-атеиста в глубоко религиозного человека. Происходит не по воле "всяких там глупостей, как бабульки в церкви рассказывают", а путем глубокого самоанализа своих мыслей, своих чувств, реакций, путем внимательного наблюдения за жизнью монастыря.
Тогда я улыбался. Тогда я чувствовал мир, реальный, вот этот мир, и только. И многое объяснял – «физиологией». Ныне... Ныне стала скромней сама наука, осторожней: и ей открываются «миры иные»: знаемый мир ей тесен, ищет она – и н ы х. Не называя – ищет.
Можно много читать, много слушать, ездить по святым местам, смотреть, отвергать существование любой высшей силы, считать себя атеистом, считать себя верующим, но, говорят, нет ничего важнее глубоко личного религиозного опыта, после которого человек верит, он перестает "считать себя", он "становится". О такого рода трансформации я говорю тут:
Я вижу слезы, блистающие глаза, новые лица, просветленные. Стискивает в груди восторгом. Какая сила, какой разливающийся восторг! И – чувствуется – какая связанность. Всех связала и всех ведет, и поднимает, и уносит это единое – эта общая песнь – признанье – «Единому безгрешному». Все грешные, все одинаки, все притекаем, все приклоняемся. Такого не испытывалось ни от Штирнеров, ни от Спенсеров, ни от Штраусов, ни от Шекспира даже. Я чувствую – мой народ. И какой же светлый народ, какой же добрый и благостный.
Молодой студент Шмелев приехал из Москвы, а Валаам совсем не такой как "говорят":
Стоят у станков и богомольцы: пришли «Бога ради», по обету, – потрудиться на монастырь. Кто они? Питерские рабочие, «все превосходные мастера-специалисты». Глазам не верю: питерские рабочие... мастера?! А как же, все говорили т а м... на сходках в университете, что питерские рабочие самый оплот в политической борьбе за..? А вот, и они – «во имя», во имя Божие.
О самом монастыре пишет:
Идем и думаем: чудесная какая встреча! Ну, конечно, чудесная. Жизнь здесь какая-то иная, чем там, в миру. Зло как бы отступило, притупилось. И зло, и страх. Зверь не боится человека, и человек тут тоже другим становится.
О братии:
Монахи, конечно, совсем необразованные, не знают «Рефлексы головного мозга» Сеченова, не знают и «Происхождения видов» Дарвина, где сказано и почти доказано, что человек произошел от обезьяны, не читали ни «Прогресса нравственности» Летурно, ни «Психологии» Рибо, ни Огюста Конта, ни Иоганна Штрауса, где отрицается божественность Христа... но все-таки удивительные они... разрешают сложнейшие социальные вопросы, над которыми столетие бьются Прудоны, Фурье, Бебели... и даже воздействуют на природу, на нравы зверей, как-то их освящают... своим примером?
И напоследок...
Закрыты человеческие судьбы; в явлениях жизни, случайных и незначительных, таятся, порой, великие содержания: будь осторожен в оценках; в трудную пору испытаний не падай духом, верь в душу человека: Господний она сосуд.Так писал Иван Сергеевич Шмелёв уже будучи известным писателем, которым он стал также благодаря этой давней поездке, чудесным образом откликнувшейся в его судьбе, много лет спустя .
12134