Рецензия на книгу
Козел отпущения
Дафна Дю Морье
Аноним5 августа 2022 г.Он и его тень
Дафна Дю Морье мастерски воссоздаёт психологические портреты своих персонажей. Каждый по-своему яркий, сколь и неповторимый. Здесь утомлённая от жизни духовно, но не физически, maman, что погрязла в своём эгоизме и морфийной зависимости. Поль – младший брат Жана де Ге – единственный трезвомыслящий человек в доме, неприятный, постоянно мрачный, отодвинутый всеми на задний план, но скорее по семейной прихоти вынужденный заниматься стекольной фабрикой. Его жена Рене – себялюбивая, постоянно ищущая интриги и развлечения на стороне, любовница Жана. Сестра Бланш, что вот уже 15 лет не разговаривает с Жаном из-за давней обиды и одного убийства, разрушившего мечты её жизни и идиллию всего местечка Сен-Жиль. Она уже давно ушла в себя, с постоянным каменным лицом – будто привидение – безмолвно бродит по замку и ищет утешения в иступленном преклонении и молитве. Жена Франсуаза – на которую все смотрят, как на источник денег по брачному контракту – только она может спасти фамилию де Ге от финансового краха – в случае рождения мальчика или собственной смерти. Склонная к истерике и частым переменам настроения, отстранённая ото всех, она осознаёт, что так и не стала родной в этом замке, что никто её не любит – даже собственный муж, а графиня-мать, желая единолично владеть сыном, постоянно встревает между супругами:
«Меня бы всё это не трогало, если бы ты был моим. Но здесь все важней, чем мы. Я делю тебя со множеством людей, и, самое ужасное, ты даже не замечаешь этого, тебе всё равно».И, наверное, та трагедия была предрешена. Именно она стала тем толчком, который «разбудил» своенравных обитателей этого мрачного замка, что заставил их встрепенуться. Единственным «живым огоньком» среди обитателей замка стала маленькая Мари-Ноэль. Эта 10-летняя девочка – очень живая и жизнерадостная, насколько это вообще возможно среди мрачной атмосферы де Ге с их постоянными склоками и конфликтами. Да, и у Мари-Ноэль есть свои недостатки — она капризная, хочет, чтобы на неё обращали внимание (что в такой чопорной семье, где каждого заботит лишь своя собственная персона, весьма сложно). Но она очень любит своего отца и готова ради него на всё. Впрочем, сам Жан всегда на этом только «играл». Джон — «псевдо-Жан» — совсем другое дело.
В этой ситуации и оказывается Джон – «светлая тень» графа де Ге – этакий козёл отпущения, что вынужден исправлять накалившуюся десятилетиями ситуацию. История с заменой персонажей выглядит весьма интересной, тем более, что у обоих совсем разные характеры. Тогда как граф Жан де Ге — жадный, нетерпеливый и самовлюблённый аристократ, который привык играть чужими судьбами (и Джон этому яркий пример), сам Джон – весьма скромный, отзывчивый и человечный персонаж. Даже странно, как обитатели поместья-замка сразу не заметили подмены. И был лишь один, кто это сделал, впрочем, уже в самом конце.
Писательница поразительно тонко передала характер своих героев, малейшие изменения, движения их души, при этом постоянно мастерски создавала интригу, держала своего читателя в напряжении. При том, что сами события продвигались крайне медленно. Не «внешний фасад», событийный ряд здесь имеет значение, сколько внутренний мир персонажей, их малейший отклик на обстоятельства – то, как они на это отреагировали, как восприняли. И в этом автор была очень убедительна – забавно наблюдать за тем, как на одно и то же событие или действие каждый из героев смотрит по-своему, из-за особенностей личного мировосприятия.
Обращает на себя внимание и сама атмосфера романа, которая постоянно меняется. Здесь и светлые романтические тона (например, в эпизодах с дочкой Мари-Ноэль), и отсутствие всякого оптимизма (брат Поль, жена Франсуаза), и полное безразличие, близкие к эгоизму (настоящий Жан де Ге), грустная меланхолия (графиня-maman), вплоть до глубокой депрессии (взгляд на мир сестры Бланш). Каждый из этих взглядов на мир способен проникнуть довольно глубоко, с определённой болью и горькой иронией. И уж совсем не думал, что причиной всего будет сама война, та, что уже закончилась 11 лет назад, но горьким эхом отзывается до сих пор: в полуразрушенном поместье при стекольной фабрике, в засыпанном песком колодце, в глубокой ране в окаменевших сердца и затаившейся злобе в «мёртвой душе». Именно она показала истинную суть каждого и то, на что способен человек, и кто на самом деле достоин зваться человеком. Образ старушки Жюли, что живёт в сторожке у самой фабрики, в этом плане очень показательный.
20415