Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lonely City: Adventures in the Art of Being Alone

Olivia Laing

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июля 2022 г.

    50 оттенков одиночества

    Темой одиночества как заглавной или структурообразующей в художественном или не очень произведении в принципе не удивишь. Однако область интересов авторов даже при уклоне в психологию обычно ограничивается только дуальным подходом к вопросу по части социального статуса «пара-одиночка». А суть всех рассуждений приводит к одной-единственной истине о том, что быть одиноким в принципе нормально, ничего в этом нет страшного и для обретения счастливой целостности партнер человеку совершенно не обязателен. С указанными выводами не поспоришь, однако одиночество как феномен остается зыбкой неизведанной почвой, а как вид семейного положения не теряет своей стигматической силы.
    Выброшенная на берег Манхэттена после крушения любовной лодки британская писательница Оливия Лэнг переживает опыт одиночества, который в столь большом городе находит неожиданно много последователей, в том числе среди именитых творцов. Особенный отклик у женщины находят истории и творчество Эдварда Хоппера, прославившегося своими картины с будничными сюжетами, Энди Уорхола, короля поп-арта, не упускавшего ни единого вида искусства для самовыражения, Генри Дарджера, всю жизнь проживший в затворничестве писатель-иллюстратор многотысячестраничного труда, который чуть не выкинули вместе с мусором, и Дэвид Войнарович, тоже известный в узких кругах перфоманс-художник и активист с маргинальным прошлым. Исследуя их работы и биографии Лэнг пытается распутать клубок чужого и собственного одиночества, приходя к неожиданным причинно-следственным связям и выводам…
    Кроме четырех указанных основных героев интереса автора на страницах книги встречается еще несколько десятков фамилий художников, фотографов, деятелей искусства разной степени известности, чьи примеры, с одной стороны, вносят деталей в общую канву повествования, где-то даже становятся подтверждением отмеченных закономерностей, а с другой, увеличивают эту армию одиноких бойцов, наглядно демонстрируя неизбирательность исследуемого состояния в выборе своих жертв. Тем еще более интересно, какими принципами, логикой или просто наитием руководствовалась Лэнг, выбирая главных героев для своей книги. При этом ее собственной фигуры как личности, переживающей определенный опыт, сильно не достает. Причём не физически, с этим все в порядке: рассуждения подробные, а описания перемещений по городу в изобилии, а именно эмоционально: собственная рефлексия практически отсутствует и появляется скромными абзацами в начале и конце. Возможно, именно чувственное расширение личной истории и переживаний на фоне знакомства с чужими могло бы стать хорошим перекидным мостиком между разрозненными частями книги. Где-то переходы от одной главе к другой получились естественно и органично по большей части благодаря единству времени и места выбранных не самых очевидных героев, которые застали одни и те же реалии, повлиявшие на их жизнь. Когда же смена темы и героя происходит чуть более резко, все предыдущие налаженные связи рвутся, и вновь появляющиеся фамилии без сносок вынуждают судорожно отлистывать страницы назад, вспоминая кто есть кто. С этой точки зрения наиболее топорно на общем фоне смотрится часть про социальные сети, которая при всей своей силе и большей актуальности для современного читателя, наоборот, выглядит максимально неестественно, натянуто и прилепленной на ходу, просто потому, что материал подходящий попался.
    Достаточно банальная тема у автора приобретает новые оттенки. Без претензии на какую-то научность или исследовательский формат работы она проводит препарирование личных историй на предмет выявления поражения их одиночеством. И этот феномен предстаёт практически во всей своей красе, разве что без экономического аспекта. При этом книга не подвергается строгому структурированию по принципу причины-признаки-последствия. Лэнг скорее прокладывает аккуратные стежки, намечая общие черты, характерные особенности, подчеркивая влияние разных контекстов, и, конечно, описывая, возможные проявления одиночества в творчестве. Одиночество обычно следствие какой-то другого события, уходящего корнями в детство, когда отчуждение от коллектива ощущается сильнее всего и оказывается таким критичным для ребёнка, вдруг осознающего свою слабость непохожего к одинаковости коллектива. Дальше больше: одиночество пускает метастазы по всему человеческому организму. Начинается хождение по замкнутому кругу: изоляция превращает коммуникативные навыки в дефектные, которые нельзя использовать для общения. Любой неудачный опыт даже завязать разговор замыкает человека в себе ещё больше, вынуждая отгородиться от окружающих забором, куда точно никто не зайдёт и не затопчет прекрасные цветы твоей души. Усиливают это тяжелое состояние физические болезни, стигмы определенных социальных статусов, противостояние общественному мнению, и получается, что одиночка более уязвим перед обществом, чем человек в толпе, но гораздо более ценен как личность, чем вся толпа вместе взятая.
    8/10
    Рекомендуется: для личного знакомства с богемной тусовкой Нью-Йорка 70-80-х гг.
    Опасно: в отсутствие номера близкого человека, которому можно позвонить при острой нехватке общения.

    4
    274